Расцвет делового туризма: как отельеры формируют желание гостя вернуться в город

Конфренц-зал в комплексе Domina Пулково Отель и апартаменты

По итогам 2023 года сегмент делового туризма превысил показатели рекордного 2019 года, рынок восстановился, резюмируют аналитики. Петербург не исключение. Точных данных пока нет, по предварительным город принял около 1,2 млн бизнес-туристов. В планах на 2024-й — улучшить результат. Однако это потребует трансформаций, в том числе в части туристической инфраструктуры. Гость становится более требовательным. Однако у гостиничного бизнеса уже есть готовые ответы для этого вызова.

"Сейчас деловой туризм является драйвером всей отрасли. В 2023 году его объём по Петербургу вырос больше чем на 20%. Доля делового туризма составляет уже не 12% от общего турпотока, а 16-18%. В деньгах — ещё больше. 18% деловых туристов приносят 40% выручки в бюджет", — говорит генеральный директор "ЭкспоФорум-Интернэшнл", президент Российского союза выставок и ярмарок Сергей Воронков. По его словам, эта доля будет увеличиваться: конгрессно- выставочная отрасль демонстрирует взрывной рост объёма по участникам, и по посетителям мероприятий, появляются новые event-форматы.
По данным первого масштабного исследования рынка корпоративных мероприятий в России, которое провели MICE Excellence и ВНИЦ R&C в 2023 году, общий объём этого сегмента составляет не менее 100 млрд рублей в год. Объём выручки компаний, представленных в индустрии, уже в 2022 году достиг 53,1 млрд рублей — 95% от показателя 2019 года.
Значение делового туризма для развития всей отрасли переоценить невозможно, говорят эксперты: это львиная доля доходов авиаперевозчиков, объектов размещения, сферы услуг. По мировой статистике, суточные расходы этой категории гостей в среднем в 3-4 раза превышают траты "классического" туриста. Кроме того, один из трендов, который ярко обозначился в последние годы — комбинированная программа пребывания или bleisure (от англ. business — "дело" и leisure — "отдых"), когда в зоне интересов не только бизнес-мероприятия. И тем выше становится влияние этого рынка на развитие туристической инфраструктуры городов.
"В Санкт-Петербурге дефицит площадок для мероприятий, спрос долго крутился вокруг или масштабных площадей, или бюджетных вариантов, — рассказывает управляющий партнёр компании Domina Management Владимир Маслов. — Сейчас ситуация меняется, город становится всё более привлекательным в плане MICE, поэтому к каждой новой площадке пристальное внимание. Мы это знаем, поскольку получаем много запросов по открытию конфренц-залов в комплексе Domina Пулково Отель и апартаменты, которое состоится в текущем году".
По словам эксперта, многофункциональность пространств — это то, что поможет не прогадать представителям гостиничного бизнеса при запуске новых проектов или обновлении действующих. "Например, конфигурация конферец-залов в Domina Пулково меняется в зависимости от типа мероприятия, а несколько фойе позволяют одновременно организовывать кофе-брейки и фуршеты для разных заказчиков. Затраты на подобные проекты зависят от дизайн-проекта и комплектации. Локация отеля — также важный аспект, от чего стоит отталкиваться при проектировании и прогнозировании спроса на площадку", — поясняет Владимир Маслов.
Компания Domina Management ежегодно проводит исследование трендов рынка, позволяющее отельерам определить возможные точки роста для своего бизнеса. И многофункциональность пространства — как раз один из ведущих в перспективе ближайших лет. Повышенное внимание в 2024-м будет отведено применению современных технологических решений — а главный акцент сделан на использование искусственного интеллекта в сфере гостеприимства. Запрос на персонализацию — усилится, здесь на помощь приходит рост объёмов big data. Смещение фокуса цифрового маркетинга в периметр мобильных устройств ещё один важный тренд текущего года. В части продвижения повышается ценность коллабораций. Которые, к тому же, позволят встроиться в тренд на получение туристом "локального опыта", погружения в местный колорит. Также эксперты особо выделяют повышенный интерес гостей к wellness-услугам.
"Для делового туриста нет ничего более ценного, чем время — и в данном случае "комфорт" означает получение всех услуг в максимально сжатый срок. Вкусный завтрак, кофе "с собой", срочная стирка и ряд стандартных сервисов по ускоренному сценарию сейчас крайне важен. Как и их вариативность. Мы, к примеру, откроем СПА с бассейном уже в первом квартале текущего года, — рассказывает генеральный управляющий Domina Пулково Полина Ефимова. — Просто оставить хорошее впечатление в самый первый заезд важно, но ещё более ценно сохранить показанный уровень. Мы гордимся тем, что, невзирая на наш юный возраст, постоянных гостей, путешествующих с деловыми целями у нас уже много".
По словам эксперта, по линии MICE Петербург всё больше становится всесезонным. И здесь важно грамотно выбрать нишу, что позволит бороться за лидирующие позиции в конкретном сегменте — так, в Domina Пулково для себя определили категорию small и mid-size событий города. "Невозможно эффективно развивать бизнес без понимания своей аудитории. Концепция отеля должна ориентироваться в первую очередь на якорные запросы ключевых гостей и инвестиционные возможности собственника, — уточняет Владимир Маслов. — Многофункциональность — это способ усилить адаптивность бизнес-модели, например, сделать отель более устойчивым к сезонности. Если рассматривать этот тренд в таком ключе, а не как саму цель, это позволит создать большее количество конкурентных преимуществ".
При этом, переход к многофункциональности трансформирует саму индустрию и создаёт новые нюансы в управлении объектом размещения, говорят эксперты. "Это, по сути, своего рода революция и перестройка всего процесса мышления отельера", — говорит Полина Ефимова. Классическая школа гостиничного бизнеса до недавнего времени не давала никаких знаний и практического опыта по линии апарт-отелей, в связи с чем многие вещи отрабатывались в процессе, поясняет эксперт. "Безусловно, доходные дома и вариации апартаментов были во все времена, но сейчас хорошо забытое старое принимает новое звучание — в нашем случае в формате кластера, или комбо, смешавшись с той самой гостиничной классикой, понятной и привычной как гостям, так и персоналу сферы. С точки зрения управления – практически все департаменты отформатированы с учётом особенностей работы с апартаментами, это и юридическая поддержка, и продажи, и маркетинг, и административно-хозяйственный ресурс", — добавляет собеседница "ДП".
Пример Северной столицы важен с точки зрения развития инфраструктуры для делового туриста — этот опыт может быть прекрасно применим в любом регионе. Тренды сферы гостеприимства не имеют географической привязки. Сегодня порядка 80% конгрессно-выставочных мероприятий приходится на Москву и Петербург. Однако ситуация постепенно будет меняться. "Мы видим, как повышается активность регионов. И растёт понимание того, насколько уникальна роль выставок и конгрессов как двигателя экономики", — говорит Сергей Воронков.