МИД: Литва и ЕС не соблюдают договорённости по транзиту в Калининград

Автор фото: МИД России
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Заторы на российско-литовской границе образовались из-за неспособности Литвы и Евросоюза (ЕС) соблюдать договорённости по калининградскому транзиту.
Об этом заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова, комментируя ситуацию на границе с Литвой в Калининградской области.
По её словам, заторы образовались в результате ужесточения литовской стороной таможенного контроля, а также в связи с квотированием грузовых железнодорожных перевозок и ограничениями пассажирского движения.
"Рассматриваем сложившуюся ситуацию как неспособность Вильнюса и Брюсселя соблюдать договорённости, зафиксированные в совместных заявлениях Российской Федерации и Евросоюза 2002 и 2004 годов", — говорится в комментарии, опубликованном в четверг, 28 декабря, на сайте МИД.
В российском дипломатическом ведомстве напомнили, что ЕС признало уникальное положение Калининградской области как части РФ, о чём сказано в пункте 9 Совместного заявления о расширении ЕС и отношениях Россия — ЕС от 27 апреля 2004 года. В пункте 10 этого же документа подтверждается применение принципа свободы транзита товаров в Калининградскую область и "упрощённых и необременительных таможенных процедур".
В МИД России заявили, что будут добиваться выполнения Литвой и Евросоюзом имеющихся у них обязательств, зафиксированных в международных договорах.
На границе с Литвой с конца ноября наблюдались огромные очереди фур, так как литовская таможня существенно снизила пропуск машин через КПП Кибартай (Чернышевское с российской стороны) — единственный погранпереход для грузового автотранспорта. Впервые за месяц этот пункт пропуска освободился от очереди грузовиков 25 декабря.
Ситуацию с затором на границе губернатор Калининградской области Антон Алиханов объяснил "исключительно недружественным поведением Литвы" и отмечал, что вопрос транзита в Калининградскую область требует системного решения.
Ранее заторы на российско-литовской границе были в конце октября. Очередь ликвидировали лишь тогда, когда Литва увеличила пропуск транспортных средств, въезжающих в страну из России, и стала оформлять по 150 автомобилей и более в сутки.
Литва в июне прошлого года полностью остановила сухопутный транзит грузов в Калининград по своей территории, ссылаясь на санкции ЕС, а через месяц возобновила его с существенными ограничениями и только по железной дороге: на подсанкционные грузы ввели квоты, которые Калининградская область исчерпывает очень быстро.
Основным маршрутом для грузоперевозок в российский эксклав стал морской путь, а автомобильным транзитом через Литву следуют несанкционные грузы, в том числе скоропортящиеся продукты питания. Калининградские ретейлеры заявили, что ситуация с затором на границе взвинтила цены на грузоперевозки автотранспортом до "фантастических" величин.