В образовании и бизнесе: российские онлайн-доски оказались востребованы

С внедрением цифровых технологий в повседневную и деловую жизнь появились различные интерактивные форматы взаимодействия между людьми. Изначально большинство из них были представлены импортными программами. Но после ухода зарубежных вендоров начали появляться отечественные решения.

Первыми их попробовали на деле государственные предприятия и образовательные учреждения.

Для учёбы и не только

Так, проректор по организации учебного процесса СПбГЭУ Юлия Малевич в разговоре с "ДП" упомянула, что вуз уже полностью перешёл на работу с российскими поставщиками ПО: от операционной системы до отдельных программ.
"Чтобы сделать процесс обучения более эффективным и максимально отработать практические навыки, мы используем виртуальные симуляторы. Но таких инструментов с экономической специализацией на сегодняшний день на российском рынке недостаточно, да и стоимость продуктов достаточно высока. По общеобразовательным направлениям для повышения коммуникации со студентами наши преподаватели могут применять интерактивные доски. Но всё-таки не так часто. Они гораздо больше нужны в системе среднего образования", — рассказала Юлия Малевич.
Это не раз подтверждали представители Академии Минпросвещения России, сравнивая в своём Дзен-канале онлайн-доски разных производителей и позиционируя их как удобное средство для общения именно со школьниками. В первую очередь этот инструмент, конечно, необходим при проведении урока в дистанционном формате. Такая доска позволяет не просто визуализировать материал, но и получить обратную связь. Помимо того что обучающиеся смотрят, слушают и задают вопросы, они могут в интерактивном режиме писать решения, добавлять контент по существу, оставлять комментарии. Кроме того, после завершения урока доска сохранит все наработки и замечания, чтобы в дальнейшем продолжить занятия с нужного момента.
Удобен и часто используется этот инструмент также в репетиторстве, а с 2020-го запрос на него появился и у бизнеса. Пандемия прошла, а привычка и возможность работать удалённо у многих сохранились. Причём даже на производственных предприятиях. Более того, по словам директора по маркетингу НТЦ "Механотроника" Филиппа Шамаева, современные электронные сервисы делают труд гораздо более эффективным: "Сегодня многие рутинные процессы компании проходят в онлайн-трекерах: в них мы ставим задачи, отслеживаем статус исполнения, используем на совещаниях и при планировании. Сначала такая практика ломала привычные представления об организации работы, но сейчас мы наблюдаем положительную динамику, и уже мессенджеры с почтой не кажутся нам столь удобными, как раньше. Плюс внутри отдела маркетинга мы постоянно пользуемся онлайн-досками, создаём, обсуждаем и реализуем при их помощи проекты".

Особые настройки

Однако, по словам самих разработчиков, под деловое общение в онлайн-досках пришлось настраивать некоторые дополнительные опции. Например, компания Pruffme прежде, чем запустить свой продукт для обучения в вузы, онлайн-школы и для частных репетиторов, провела десятки глубинных интервью с преподавателями, чтобы понять, что им важно и нужно в работе. Подобное исследование продакт-менеджеры провели позже и с представителями бизнеса.
Компания почувствовала, что такой инструмент будет необходим не только в сфере образования, ещё до того, как крупный зарубежный вендор ушёл с рынка, и начала активно трудиться в этом направлении. Это стало её преимуществом. Правда, некоторые моменты дорабатывались уже в период сверхспроса, что называется, "с колёс". Генеральный директор Pruffme Сергей Подузов вспомнил, как это было:
"Чтобы создать новый продукт, нужно измениться самим. С нуля пришлось выстраивать процессы и научиться работать по гибким методологиям. Вся команда днями и ночами изучала инструменты и принципы Agile, училась выстраивать приоритеты, оценивать трудозатраты и ценность задач. В этот момент все перешли с обычных документов и чатов в "Яндекс трекер", начали работать в итерациях и научились проводить глубинные исследования. То есть вместе с программой росли сами специалисты и их квалификация".
Сейчас функционал онлайн-досок компании ориентирован на продуктовые и проектные команды, IT-специалистов, маркетологов, экспертов по корпоративному обучению и т. д. В них они строят бизнес-процессы и воронки, исследуют клиентский опыт, проводят ретроспективы, демонстрации, презентации, встречи, голосования, мозговые штурмы.
"Обычно это люди, которые активно пользовались продуктом Miro и сейчас ищут решение на российском рынке. У них большие требования к продукту, так как есть, с чем сравнивать", — охарактеризовал целевую аудиторию Сергей Подузов.
К слову, представители сферы образования тоже продолжают пользоваться разработками компании. Так, эксперты Академии Минпросвещения России особо выделили доску Pruffme среди аналогичных продуктов потому, что в ней можно создавать шаблоны, которые в дальнейшем удобно использовать на других уроках.
То, что сегодня есть реальный спрос на подобные инструменты, подтверждают цифры. "Если заглянуть в статистику, то виден рост и потенциал продукта: с августа прошлого года количество онлайн-досок, созданных на платформе за неделю, выросло в 5 раз, от 500 до 2,5 тыс. А число активных пользователей в октябре 2023-го превысило 2 тыс. человек", — отметил Сергей Подузов.
В последнее время IT-рынок действительно стал активно пополняться качественными отечественными решениями, которые по своему функционалу и удобству использования не уступают зарубежным. Но, несмотря на это, пока для его развития всё ещё остаётся немало свободных ниш.