Совладельцем российского бизнеса Group–IB стал полный тёзка экс-замглавы Минцифры

Автор фото: ТАСС
Алексей Козырев.

Совладельцем российской части бизнеса Group–IB, возможно, стал бывший чиновник Минцифры.

Российские акционеры Group–IB выкупили активы компании в стране. Теперь в РФ компания будет работать под другим брендом — F. A. С. С. T. (Fight Against Cybercrime Technologies). Бренд Group–IB останется на международном рынке. Юридическое лицо для российской части компании было создано ещё в июне 2022 года — это ООО "Адаптивные технологии безопасности". Согласно официальному пресс–релизу компании, Дмитрий Волков, владевший 25% предприятия, передал свою долю Валерию Баулину, занимающему должность генерального директора. При этом, по имеющейся в открытых источниках информации, Баулину принадлежат только 10%. А ещё 15% достались некоему Алексею Козыреву. По косвенным данным можно предположить, что это бывший заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, покинувший свой пост в 2018 году и ушедший в IT–бизнес. Самая большая доля — 37,5% — будет принадлежать находящемуся с 2021 года под следствием по обвинению в государственной измене основателю Group–IB Илье Сачкову. 25% — ООО "Альтера Капитал", 12,5% — ООО "Киберинвест".
UPD В компании F. A. С. С. T. опровергли информацию о том, что одним из акционеров компании является бывший замглавы Минцифры.
Это не первая IT–компания, которая отделяет российские активы от зарубежных с последующим ребрендингом. Примерно по такой же схеме Wargaiming передал часть бизнеса российскому подразделению, базирующемуся в Петербурге, под брендом Lesta Games.
Лилия Алеева, директор по маркетингу и прямым продажам ICL Services, кандидат экономических наук, замечает, что в текущих условиях ключевым фактором разделения бизнеса на международную и российскую части становится изменение геополитического ландшафта. "Отделив свою деятельность в России, Group–IB может оградить свой международный бизнес от любых потенциальных негативных последствий связи компании с Россией", — считает она.
Александр Чёрный, архитектор IT–инфраструктуры практики "Стратегия трансформации" компании "Рексофт Консалтинг", отмечает, что в 2020 финансовом году на Россию приходилось немногим больше 50% выручки Group–IB при ожидаемом росте международной выручки до 60%. "В этих условиях для исключения влияния санкционных рисков на большую часть выручки компании разделение — наиболее ожидаемый шаг. О начале процесса разделения Group–IB объявила ещё в начале июля 2022 года", — напоминает он.
Ребрендинг российской части компании эксперты также считают логичным шагом, хотя и рискованным. "Это может также стать новым стартом для российской части бизнеса, поскольку она начнёт двигаться в своём собственном стратегическом направлении. Если ребрендинг будет проведён эффективно, он не должен мешать развитию компании на международном рынке. Например, в 2016 году российская компания по кибербезопасности "Лаборатория Касперского" столкнулась с теми же проблемами, что и Group–IB. Особенно на рынке США, где возникли опасения по поводу связей компании с российским правительством. В ответ "Лаборатория Касперского" запустила новую рекламную кампанию, в которой подчёркивалась её независимость от российского правительства и приверженность прозрачности. Этот шаг помог компании восстановить доверие клиентов и расширить свой бизнес на международном уровне", — объясняет Лилия Алеева.
Александр Чёрный считает, что выбор в сторону ребрендинга был сделан, чтобы не подвергать санкционному риску международную часть бизнеса компании, приносящую большую долю выручки. "Общий бренд неминуемо вызывал бы ассоциации связи между разделёнными компаниями у возможных партнёров и клиентов на международном рынке, что в текущих условиях негативно влияло бы на развитие международной части бизнеса", — подчёркивает он.