Градсовет Петербурга успокоил фасады "дома-гроба" на Карповке

Автор фото: КГА
Проект новостройки на месте фабрики Мельцера
"Студия 44" доработала проект жилого дома на углу Каменноостровского пр. и набережной Карповки, первоначальный проект которого недоброжелатели сравнивали с гробом.
Сегодня проект был представлен на Градсовете. Первая концепция выносилась на этот совет около 10 лет назад. Было спроектировано восьмиэтажное здание на 160 квартир.
На том, первом совете отмечалось, что "предложенное архитектурное решение фасадов комплекса перекликается с индустриальным “кирпичным” стилем конца XIX — начала XX века (и) с северным модерном, с разнообразием пластики фасадов оконных проёмов в виде французских балконов и ниш".
Особенностью архитектуры стали имитирующие кровлю покатые стены верхних этажей. Кроме того, в здание необходимо встроить сохранившиеся на участке небольшие памятники архитектуры (дом Корлякова и кинематограф "Гранд-Палас"). Они будут "словно вплавлены в каменную массу нового сооружения".
Разрешение на строительство было выдано в 2014 году, но работы долгое время не велись. При этом под предлогом аварийности была разобрана охраняемая заводская труба, оставшаяся от фабрики Мельцера. Её обещают воссоздать во дворе.
В 2020 году участок перешёл от холдинга "Бонава" к группе компаний "Альфа Фаберже", которая вывела его в продажу под названием Meltzer Hall. В том же году проект был подвергнут критике депутатами Законодательного собрания во главе с тогдашним спикером Вячеславом Макаровым.
Парламентарии сравнили будущую новостройку с "гробом" и "крематорием". Застройщик по поводу архитектуры говорил, что проект "является победителем международного архитектурно-дизайнерского конкурса “Золотой Трезини” в номинации “Лучший жилой комплекс премиум-класса”".
Помимо депутатов стройкой были недовольны и местные жители — они опасались за сохранность своих домов. Документацию решено было доработать в части инженерных решений и нулевого цикла. Год назад обновлённый проект прошёл экспертизу, тогда же приступили к строительству. При этом генеральный проектировщик в документах изменился на ООО "Архитектурная мастерская Полторацкого".
Руководитель "Студии 44" Никита Явейн сообщал "ДП", что с момента смены инвестора более не занимался этим проектом и не знает, в каком точно виде он будет реализован. Но в итоге, как выяснилось, без "Студии 44" обойтись не смогли, и её привлекли уже для доработки фасадов.
Автор: КГА
Хотя на роль генпроектировщика студию так и не вернули, архитектура в обновлённом варианте стала чуть более строгой, цвет — более холодным. Окна по фасаду со стороны Каменноостровского проспекта теперь не прыгают по фасаду, а образуют вертикальные линии — расположены по осям.
При этом выходящий к Карповке торцевой фасад по-прежнему будет напоминать брандмауэрную стену, в которой кое-где пробили окна. Кроме того, поднята отметка карниза, а кровля выделена более светлым цветом, так что у дома как будто есть традиционная крыша. "Прошло много лет, и возникли другие подходы, нас попросили ввести какие-то коррективы", — объяснил Явейн.
"Проект этого дома, как вы помните, вызвал большой общественный резонанс, в том числе на уровне исполнительной и законодательной власти, и авторы, на мой взгляд, приняли правильное решение пойти на определённые изменения, поскольку трогательное и щепетильное отношение к общественному мнению — это очень правильно и похвально", — сказал рецензент Владимир Григорьев.
По его мнению, хотя такие решения, как плавный переход от фасадов к кровле и пляшущие окна, выглядели новаторски, эпатировать публику не цель архитектурного творчества. "В итоге получился достаточно сдержанный и в то же время абсолютно отвечающий духу нашего времени дом с интересной архитектурой", — добавил рецензент.
"Мне, если честно, больше всего импонировал первоначальный вариант. Он, как мне кажется, лучше всего сочетался с шаубовской фабрикой Мельцера и меньше всего "давил" на памятники", — прокомментировал "ДП" координатор "Живого города" Дмитрий Литвинов.
Тем не менее радует, что проектировщики не поддались искушению навесить какой-нибудь псевдоисторический фасад. Архитектурное решение — удачное и выверенное для заказанного застройщиком объёма новостройки. Но с градостроительной точки зрения застройка этого участка многоэтажкой со сносом дворовых частей объектов культурного наследия — ошибка, считает Литвинов.
Итоги голосования Градсовета традиционно станут известны через несколько дней. В декабре директор ООО "Альфа Фаберже" Виталий Бахарев сообщал "ДП", что срок завершения работ — 2023 год.