Займёмся ремонтом: цены на товары для дома стабилизировались

Автор фото: Агентство "Москва"

Цены и спрос на рынке товаров для дома стабилизировались после непростого 2022 года. Спасением для ретейла стал параллельный импорт.

По словам экспертов, рынок DIY практически адаптировался к вызовам нового времени. Со спросом на товары дела обстоят благополучно, магазины не пустуют. К тому же на вторичном рынке недвижимости в течение года отмечалось снижение цен, что побудило некоторых жителей Петербурга приобрести квартиру и заняться ремонтом.

Заместили что успели

По оценке председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игоря Караваева, большая часть ассортиментных позиций в DIY–секторе к концу 2022 года была замещена отечественными товарами. Поэтому сейчас значительного роста цен нет. "Существенного замедления спроса ретейлеры не наблюдают — товары для ремонта и ухода за жильём востребованы всегда, в любой ситуации. Предпосылок к их подорожанию на данный момент мы не видим", — говорит он.
В то же время издержки (сырьё, логистика, кредиты) у производителей не снизились. А значит и предпосылок к снижению цен на продукцию тоже нет. В пресс–службе OBI говорят о существенном росте цен на кабельную продукцию — на 30–38% — в связи с биржевым ростом цен на медь. Также растут цены на сухие смеси — на 7–12% — в связи с удорожанием логистики.
"Ситуация в целом выглядит позитивной: цены на большую часть товаров пока что остаются на уровне 2022 года. Отечественные производители материалов стараются полностью заместить импортную продукцию, и в некоторых сферах у них это получается", — подчёркивают в компании.
По словам экспертов, единственная категория, где не исключено новое повышение цен, — это эмали, краски и керамогранит. Для их производства задействовано зарубежное оборудование, поэтому с покупкой этих материалов потребителям тянуть не советуют.

Борьба с зависимостью

В целом для рынка DIY 2022 год оказался непростым. В феврале люди начали скупать товары, боясь подорожания и исчезновения с полок магазинов качественной зарубежной продукции. На этом фоне объёмы продаж в первом квартале выросли почти в 1,5 раза. Но уже во втором наблюдалось резкое падение. Это было связано с удовлетворением спроса, уменьшением платёжеспособности потенциальных покупателей и дефицитом товаров, возникшим из–за введения санкций и ухода с рынка крупных западных производителей. Цены резко выросли (на фасадные краски примерно на 40%, на лаки и морилки — на 38%, на шпатлёвку — на 25%) и даже с укреплением рубля не вернулись к прежнему уровню. Объявленная в сентябре частичная мобилизация тоже негативно сказалась на спросе, так как затронула основных покупателей рынка DIY — мужчин.
Аналитик исследовательской компании NTech Екатерина Назаренко отмечает, что санкции особенно сильно сказались на категории сантехники, которая находилась в большой зависимости от импортного сырья. "Сети заменяли продукцию изделиями из Турции, Китая, Казахстана, спрос же на неё среди потребителей снизился почти вдвое. Аналогичная ситуация с краской и мебельными щитами, для производства которых не хватает компонентов. Цены на лакокрасочные материалы выросли почти на 50%", — рассказала Екатерина Назаренко.
Одна из проблем, с которой столкнулся строительный ретейл, связана с дефицитом керамической продукции. "Украина прекратила поставки глины, которую мы используем в производстве керамики, что, в свою очередь, привело к дефициту премиального керамогранита. Но большинство крупных игроков рынка уже нашли инвесторов для решения этого вопроса. Также произошло нарушение поставок пластизоля и флизелина, которые необходимы для производства обоев", — отмечают в OBI. Там говорят, что российские компании поспешили открыть собственные производства для выпуска этих компонентов.
Сложности наблюдались и с лакокрасочными материалами, сырьё для которых покупают за границей. По словам Игоря Караваева из АКОРТ, крупные ретейлеры нашли альтернативные источники поставок в Турции, Китае, Иране и Белоруссии.
Особых сложностей не было с металлическими дверями, так как большая часть этого рынка занята российскими игроками, а зарубежные поставки идут из Китая и Белоруссии.
"Если говорить об узкоспециализированных материалах, то поставки из Европы не прекратятся — для этого есть параллельный импорт. Конечно, такая логистическая цепочка обходится дороже, но цены пока что остаются рыночными. Законодательная база, затрагивающая параллельный импорт, довольно лояльна к строительной сфере", — подчёркивают в OBI.

Цены на качелях

Данные исследовательской компании NTech подтверждают, что в 2022 году на внутреннем рынке рос спрос на обои, двери, лакокрасочные материалы. Подешевели пиломатериалы (например, доски и клеёный брус), поскольку эта категория меньше других зависит от импорта. Стабильной оставалась категория "Сад и огород", поскольку из–за роста цен на продукты питания многие потребители в целях экономии стали выращивать фрукты и овощи на своих приусадебных участках. Такая тенденция на товары для сада, скорее всего, сохранится и в 2023 году.
После стабилизации курса валют цены в некоторых категориях вернулись к значениям 2021 года, а где–то даже снизились. "Но о значительном снижении цен говорить пока что рано. Мы только отмечаем стабилизацию благодаря тому, что 90% импортных товаров удалось заместить. Однако около половины отечественной продукции всё ещё выпускается с использованием зарубежного сырья или оборудования", — говорят в OBI.
Как ранее прогнозировал глава аналитического агентства INFOLine Иван Федяков, в 2023 году рынок может столкнуться либо с ростом цен на строительно–отделочные материалы, либо со снижением объёмов их производства. Причём при первом сценарии рост цен может оказаться двузначным, что позволит компаниям компенсировать проблемы. Конечно, при условии, что массовый покупатель сможет себе позволить приобретать подорожавшие товары.