Санкции и эмбарго ЕС не подорвали работу крупнейшего угольного терминала в СЗФО

Автор фото: Сергей Коньков
Крупнейший угольный стивидор Северо–Запада АО "Ростерминалуголь", работающий в порту Усть–Луга, в 2022 году увеличил отчисления в бюджет на 77%. Об этом сообщили в компании в конце прошлой недели, не назвав абсолютных показателей.
В 2021–м налоговые отчисления АО "Ростерминалуголь" составили 2,98 млрд рублей, из которых более 2,5 млрд пошли в областной и местный бюджеты, 228 млн — в федеральный, 259 млн — во внебюджетные фонды. Общая сумма налоговых платежей за 2022 год, таким образом, составила примерно 5,27 млрд рублей, из которых почти 800 млн отправились в российскую казну, что в 3,5 раза больше прошлогоднего показателя.
Финансовые результаты компании за прошлый год пока не опубликованы. В 2021 году, по данным Rusprofile, стивидор получил 11 млрд рублей выручки и 6,4 млрд чистой прибыли. АО "Ростерминалуголь" — непубличное, структура его акционеров не разглашается, управляющей компанией АО является Уральская горно–металлургическая компания.
Несмотря на падение грузооборота терминала на 11,5% (с 24,4 млн тонн по итогам 2021 года до 21,6 млн в 2022–м), он остаётся крупнейшей точкой перевалки угля на Балтике и одним из ведущих угольных терминалов РФ. В 2021 году через мощности АО "Ростерминалуголь" проходило 14% всего морского угольного экспорта страны, в 2022–м — порядка 13,5%.
Однако увеличение отчислений в бюджет предполагает рост налоговой базы, а 2022 год для российского угля нельзя назвать лёгким. По оценке Международного энергетического агентства (МЭА), экспорт российского угля в прошлом году упал на 10%. В январе же вице–премьер РФ Александр Новак сообщил, что поставки угля в другие страны по итогам года снизились на 7%.
Хотя за прошлый год, указывает в своём отчёте Центр развития энергетики, экспорт российского угля в Китай вырос на 31%, а в Индию — более чем в 20 раз, азиатское направление менее привлекательно для портов Северо–Запада в сравнении с закрывшимся из–за эмбарго европейским рынком вследствие значительно более длинного транспортного плеча, увеличивающего издержки.
К тому же почти весь 2022 год Россия была вынуждена продавать уголь с дисконтом. По данным МЭА, скидка на уголь, переваливаемый в российских портах Балтики, увеличилась с 41% в марте до 73% в сентябре.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин предполагает, что российским игрокам могла сыграть на руку общемировая ситуация на рынке. "Эмбарго Евросоюза введено только с августа, а до того цены на уголь относительно 2021 года были в среднем в 2 раза выше и даже более. Вот и получается, что до августа отгрузка шла по максимуму — покупатели запасались углём по ценам вдвое выше", — рассуждает аналитик.