Новым трамваям — новые дома: депо Петербурга глобально перестроят

Автор фото: Тихонов Михаил
Трамвай проезжает Сампсониевский мост.

Петербургский "Горэлектротранс" приступил к реализации своих масштабных планов по реконструкции трамвайных парков, что является важным звеном в общей концепции развития всего предприятия.

Руководство "Горэлектротранса" при презентации своей комплексной программы развития "Сохраняя историю, движемся в будущее" в 2021 году сразу важным пунктом обозначило постепенную реконструкцию всего хозяйства. К концу 2028 года планируется обновить все 10 трамвайных и троллейбусных парков предприятия. Сейчас активная работа идёт по трамвайным депо.
"Создать комфортные условия работы для сотрудников ГЭТа для нас не менее важно, чем обеспечить удобство электротранспорта для пассажиров. Ведь все мы петербуржцы и заслуживаем этого. И всем нам по пути", — прокомментировал "ДП" директор ГУП "Горэлектротранс" Денис Минкин.

Начало положено

Первыми, как и обещалось, в реконструкцию уйдут трамвайные парки №7 и №3. По ним есть готовая проектно-сметная документация, прошедшая экспертизу. По 7-му даже заключен контракт, и подрядчик приступил к строительно-монтажным работам.
Глобальная цель — полностью поменять инфраструктуру в депо под новый подвижной состав. Техника ГЭТу приходит современная, с новыми пантографами, колёсами и прочими деталями, и на старом оборудовании, рельсах и инфраструктуре она будет только "убиваться".
"Но в каждом парке есть свои нюансы, потому что они строились в разное время. Поэтому к каждому объекту мы подходим индивидуально и стараемся вписать его в современные нормы и требования, которые необходимы для усовершенствования инфраструктуры под новый подвижной состав", — пояснил "ДП" начальник Управления капитального ремонта и строительства "Горэлектротранса" Роман Никонов.
Согласно проекту работы по реконструкции трамвайного парка №7 на улице Грибакиных в Невском районе займут два года и будут вестись в пять этапов для обеспечения непрерывности работы парка. За это время будут заменены трамвайные пути, контактная сеть, все инженерные сети, потому что они устарели, а также технологическое оборудование. Помимо этого будет обновлено и само здание депо. К сентябрю 2024 года это будет одно из современнейших депо под новый подвижной состав, который уже поступает в парк.
Именно трамвайный парк №7 первым начал эксплуатировать инновационные серийные трамваи с комплексом активной помощи водителю. Они оснащены видеокамерами и радарами-детекторами с высокой чувствительностью, позволяющими "автоматике" срабатывать быстрее скорости человеческой реакции при необходимости. Также здесь установлена система, позволяющая прогнозировать развитие дорожных ситуаций, оценивать вероятность столкновения и предупреждать водителя, если она появляется. При отсутствии реакции — тормозить. Также компьютер следит за соблюдением безопасного скоростного режима, не позволяя превысить скорость.
В народе такие трамваи прозвали "умными", и это действительно так, потому что в них заложены элементы искусственного интеллекта. Аналогов в мире им нет. В парк №7 уже поступило 43 из 125 таких трамваев. Полностью поставка завершится к концу 2023 года.

С исторической особенностью

Всё готово к реконструкции и старинного трамвайного парка №3 в Петроградском районе. Осенью проект вышел из экспертизы, получены необходимые заключения от КГИОП и техническая экспертиза. Единственный момент — в финансировании. Сейчас "Горэлектротранс" совместно с комитетом по транспорту обсуждает выделение финансирования на этот объект с 2024 года.
В парке два депо, оба исторические. Из-за этого проект был сложен в проектировании, соответственно, и посложнее будет в реализации. Вторая особенность этого парка — путевое хозяйство с криволинейными участками пути радиусом 14 м. Планируется, что впоследствии парк будет обслуживать районы центра города современными низкопольными трамваями в ретро-стиле 50–60-х годов ХХ века, разработанными специально под это депо с его кривыми. Подходящих моделей с необходимыми конструкциями на рынке нет.
"Когда прорабатывали концепцию, планировали, что все работы выполним за собственные средства. Если бы их стоимость осталась прежней, мы за собственные деньги уже бы приступили к реконструкции третьего парка. Но так как стоимость объекта значительно увеличилась, пришлось вносить корректировки и смещать сроки. Если в следующем году мы будем иметь лимиты на 2024 год от города, то сможем разыграть конкурс и в начале 2024 года приступить к реконструкции парка", — пояснил Никонов.
Однако ГЭТ планирует всё же начать работы в парке №3 в следующем году — за свой счёт. Потому что часть конструкций находится в полуаварийном состоянии. Сейчас предприятие определяет самые проблемные участки.
Реконструкция парка №7 обойдётся в 3,5 млрд рублей со всем оборудованием вплоть до мебели, парка №3 — в 7 млрд рублей. Стоимость 1 м2 реконструкции обоих парков практически одинаковая, говорит Роман Никонов, в парке №3 чуть дороже, поскольку включены реставрационные работы исторических зданий. Плюс в парке №3 два депо, площадь работ в два раза больше, соответственно, и цена выше.

На очереди

"При разработке проектов реконструкции других парков мы просчитываем и закладываем уже рыночную стоимость, актуальную. И опять же пытаемся уложиться в собственные средства. Но пока только проектирование идёт, о конечных суммах говорить рано", — поясняет Никонов.
Сейчас активно проектируются трамвайный парк №5 на Сердобольской улице, СТТП (совмещённый трамвайно-троллейбусный парк) на Гражданском проспекте, а также единая диспетчерская служба на Сызранской улице, где находится управление предприятия. "Горэлектротранс" хочет создать единый центр обеспечения деятельности, куда будет сведена вся диспетчеризация всего ГЭТа: и энергохозяйство, и служба путей и т.д. Сейчас эти службы разбросаны по всему городу, есть желание собрать всех в одном здании, получится единая диспетчерская служба как у оперативных служб. Под неё перепрофилируется одно здание.
Плюс на Сызранской осталось здание депо, которое раньше входило во вторую выпускающую площадку троллейбусного парка №1. Здание было признано аварийным. Принято решение его реконструировать под новый троллейбусный состав, сейчас также ведётся проектирование.
Ранее "ДП" писал, что планируется переезд трамвайного парка №1 с Московского проспекта в Купчино. Сейчас разрабатывается проект планировки территории для будущей площадки. До середины 2023 года он должен быть готов, после чего можно будет приступить к проектированию нового парка. И речь именно о полноценном трамвайном парке со вспомогательными зданиями, трансформаторными подстанциями и прочими объектами, а не просто о депо.
Ещё один объект, о котором нельзя не упомянуть — старейший трамвайный парк на Васильевском острове, где находится музей городского электрического транспорта. Как уже писал "ДП", "Горэлектротранс" задумал реконструкцию этой площадки, чтобы превратить её в крупнейший в мире экспозиционно-выставочный комплекс. Здания трамвайного депо являются объектом культурного наследия регионального значения, что учло петербургское архитектурное бюро "Студия 44" при разработке концепции будущего музейного комплекса. Дело практически дошло и до проектирования — город выделил деньги на разработку проекта в 2023-2024 годах. Сейчас ГЭТ собирает исходную документацию, чтобы в следующем году объявить соответствующий конкурс. В 2024 году планируется получить заключение экспертизы.

Комплексный подход

Стоит отметить, что реконструкция парков — лишь часть масштабной программы развития петербургского "Горэлектротранса", и, пожалуй, даже не самая главная. Параллельно предприятие приводит в порядок всю инфраструктуру, которая из-за многолетнего недофинансирования отрасли пришла в упадок. Ключевое внимание уделяется энергосистеме: реконструируется тяговое оборудование, контактно-кабельная сеть, за свой счёт на всех подстанциях меняются трансформаторы. Напомним, в городе 86 подстанций, 1,5 тыс. км кабелей, 1,5 тыс. км контактной сети. Сейчас заканчиваются работы сразу на 23 объектах энергетики. В частности, завершилась реконструкция Рождественской подстанции постройки 1906-1907 гг. в Дегтярном переулке, которая находится под охраной КГИОП. Это одна из пяти подстанций, которые входили в первую создаваемую инфраструктуру энергоснабжения трамвая Петербурга при запуске трамвайного движения.
Отдельное внимание уделяется и ремонту трамвайных путей, где также долгие годы был упадок. Этим вопросом заведует не комитет по транспорту или ГЭТ, а комитет по развитию транспортной инфраструктуры, у которого в приоритете — дорожное хозяйство. Поэтому путям уделялось мало внимания. В год необходимо ремонтировать 25 км путей для поддержания их в нормативном состоянии. Многие годы и половины от этого минимума не выполнялось. Сейчас ситуация кардинально меняется. Плюс обновление путей привязывается к маршрутам реконструируемых парков. В частности, в этом году прошли масштабные работы по ремонту рельсов на проспекте Обуховской Обороны, где ходят маршруты парка №7.