Судно впереди товара: что мешает амбициозным планам по развитию СМП

Автор фото: Ковалев Петр

Оценки объёма флота, необходимого для полноценного судоходства по СМП, могут быть не совсем объективными из–за непонимания базовых аспектов.

В настоящий момент для перевозок по Северному морскому пути (СМП) необходимо порядка 70 судов, заявил замглавы Минпромторга Виктор Евтухов 21 декабря в ходе заседания Морской коллегии при правительстве РФ. В то же время, по его словам, текущий портфель заказов предусматривает строительство 26 единиц транспортного флота — все они возводятся на ССК "Звезда". "В том числе это 15 танкеров–газовозов, 10 арктических танкеров–челноков проекта AST120K, один танкер–челнок проекта AST69K дедвейтом 69 тыс. тонн", — уточняет планы чиновник.
В 2022 году объём перевозок по СМП, по данным ГК "Росатом", уже превысил 32 млн тонн, что десятикратно превосходит показатель 2012–го. План развития маршрута до 2035 года, принятый правительством в августе, предполагает достижение результата 80 млн тонн к 2024 году, а к 2035–му — 220 млн тонн. Общий объём финансирования, заложенный для достижения целей плана, составляет 1,8 трлн рублей.
Учитывая слова Виктора Евтухова, становится неясно, как при недостатке флота можно удвоить грузопоток по СМП за несколько лет и наращивать его далее.
Глава консультационного центра "Гекон" Михаил Григорьев соглашается с идеей того, что развитие СМП является важнейшей задачей, ведь маршрут обеспечит самостоятельный выход для России на желанный рынок Азиатско–Тихоокеанского региона. Но, как отмечает эксперт, суда строятся для выполнения определённых задач — должна быть заранее обеспечена грузовая база, рынки, построены логистические схемы.
"Этого понимания логистики, потребности в судах определённых классов и грузоподъёмности нет. Нет и графика введения этих судов в эксплуатацию и понимания, сколько их может быть размещено на российских верфях", — высказывает скепсис Михаил Григорьев.