Откусить половину пирога: планы АвтоВАЗа выглядят слишком амбициозными

Автор фото: Ковалев Петр
Глава АвтоВАЗа Максим Соколов оценил ёмкость автомобильного рынка России в 2023 году в 800 тыс. легковых автомобилей и пообещал, что ровно половину от этого числа обеспечит возглавляемый им холдинг. В этой оценке сквозит какая–то неуверенность в собственных силах: в России практически не осталось иностранных производств. Тут бы работать и работать для захвата опустевшей ниши — обозначить цель хотя бы в две трети рынка. Но что–то останавливает топ–менеджера от таких оценок.
Впрочем, планы съесть половину пирога тоже могут считаться амбициозными. Рынок легковых автомобилей это же не только местное производство, машины сейчас реализуются и через обратный импорт, да и китайский автопром серьёзно увеличил своё присутствие. Например Haval за пару лет нарастил долю рынка практически с нуля до 5%. Очевидно, что товарищи из Поднебесной не настроены снижать темпы и в ближайшем будущем.
Что же до АвтоВАЗа, то его позиции и так усиливаются. В тучный 2019–й в стране было реализовано 1,76 млн авто, а вклад АвтоВАЗа составил 21%. Данные на 2022 год есть только за 10 месяцев: продано 502 тыс. автомобилей, из них 28% тольяттинского холдинга. На этом фоне перспективы получить 50% рынка смотрятся очень серьёзно.
Или всё–таки нет. Можно же пересмотреть принципы обратного импорта и поставок с Востока, обложив их пошлинами, как, к слову, это делали для поддержки российской автосборки в 90–е. Тогда задача взять 75%, а то и больше становится решаемой без затруднений. Оставшиеся в РФ заводы можно окончательно законсервировать, что как раз на днях и стали делать с петербургской Toyota. Дополнительно можно пересмотреть требования к безопасности и экологии. То есть довести в этом сегменте механизм ограничений до совершенства: не хотите добровольно пересаживаться на отечественный автопром, лишим вас выбора, а дальше сами будете брать что дают.
Но всё же сомнительно, что отечественные лоббисты начнут ограничивать аппетиты автогигантов из дружественных стран: ездить же на чём–то надо. Да и модельный же ряд у АвтоВАЗа пока не может похвастаться разнообразием. По сути одна лишь Lada Granta. Но нынешний прогноз топ–менеджера российского автогиганта через год всё же стоит вспомнить. Тогда станет понятно, амбициозную задачу поставил перед собой АвтоВАЗ или всё–таки нет.