Арбитраж начал рассматривать иск Балтийского завода к финской Wartsila на 5 млн евро

Автор фото: Сергей Коньков
Рабочие на Балтийском судостроительном заводе в Петербурге
Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области начал рассмотрение международного спора между Балтийским заводом (входит в ОСК) и финским судостроительным концерном Wartsila.
Слушание по первому делу, в рамках которого петербургское предприятие хочет взыскать 5,1 млн евро Wartsila Solutions Oy, назначено на 24 ноября, а второй иск на 469 млн рублей к Wartsila Oyj Abp должны рассмотреть 15 мая 2023 года. Суть претензий в материалах дела не указывается, однако в августе представители Балтийского завода сообщали, что заплатили аванс за поставку оборудования на ледоколы Якутия" и "Чукотка", но так и не получили нужную аппаратуру.
В беседе с изданием "Ведомости" пожелавший остаться анонимным сотрудник судостроительного предприятия уточнил, что речь идёт о резервных дизель-генераторах и дейдвудных устройствах, обозначенных в заключённых на поставку контрактах как комплекты оборудования для линии вала. Представитель Балтийского завода упомянул, что до ухода с российского рынка Wartsila выполнила только незначительную часть взятых на себя обязательств, а оба иска включают в себя только суммы неисполненных контрактов без учёта штрафных санкций.
Напомним, что в начале августа бывшая российская "дочка" Wartsila, играющая роль проектанта и поставщика оборудования для гражданских судов, сменила название на "В-Восток", лишившись "привязки" к бывшему финскому владельцу. За несколько недель до этого АО "Вяртсиля Технолоджи" (входит в финский машиностроительный концерн Wartsila), продало 100% ООО "Вяртсиля Восток" её руководителю Константину Норцеву. В российском офисе комментировать подробности этой сделки не стали.
Партнёр юридической фирмы Nektorov, Saveliev & Partners Роман Макаров полагает, что у Балтийского завода вряд ли получится взыскать с Wartsila заявленные средства, поскольку даже если бы дело рассматривалось в международном третейском суде в Финляндии, иностранная компания может сослаться на ограничительные и обязательные для неё меры Евросоюза как повод не исполнять обязательства. "Думаю, местный суд, исходя из уже имеющихся прецедентов с участием русских юрлиц, освободит Wartsila от ответственности", — спрогнозировал юрист.
При этом чаша весом может качнуться в сторону Балтийского завода, если Wartsila решит возобновить работу в России: в этом случае у концерна не получится проигнорировать исполнительные листы российских судов, а истец сможет вернуть свои деньги. Также в пользу петербургского предприятия могут взыскать долги других компаний из РФ, которые должны деньги Wartsila, однако для этого потребуются уже вступившие в законную силу судебные решения.
Тем временем Балтийский завод продолжает работать над импортозамещением необходимого оборудования, а пока поставщик резервных дизель-генераторов и дейдвудных устройств не найден, сроки сдачи ледоколов "Якутия" и "Чукотка" остаются под вопросом. При этом не исключено, что изготовление последних специалисты предприятия могут освоить самостоятельно, но для этого также потребуется время. Участники рынка отмечают, что в Балтийского завода наверняка получится найти нового поставщика оборудования в России. В качестве возможных партнёров эксперты, в частности, назвали архангельские заводы "Звёздочка" и "Севмаш".