Проблемы в масштабе: петербуржцы стали шопиться в районных ТЦ

Автор фото: Валентин Беликов
Торговля остаётся главной функцией моллов. А вот за развлечениями туда идут уже не очень охотно.

В районных ТЦ пустует гораздо меньше площадей, чем в крупных центральных проектах.

От ухода международных брендов с российского рынка в Петербурге заметно меньше страдают объекты малых форматов. То есть районные ТЦ, концепция которых рассчитана на FMCG, а якорем является продуктовый магазин, который формирует основу потока посетителей.
Партнёр "БестЪ. Коммерческая недвижимость" Станислав Ступников в рамках BestBreakfast рассказал, что с точки зрения вакантных площадей рынок достиг рекордного максимума в крупных ТЦ. На сегодняшний день около 40% площадей в них свободны. При этом в районных торговых центрах вакансия не более 12%, а в каких–то и вовсе нулевая. В сложившихся условиях именно локальные проекты оказались самым устойчивым форматом торговой недвижимости.
"Во–первых, в микрорайонных ТЦ отсутствуют крупные западные арендаторы, международные fashion–бренды. Во–вторых, микрорайонные ТЦ строятся в густонаселённых локациях, они в первую очередь удовлетворяют потребности повседневного спроса", — уточняет Станислав Ступников. Посещаемость многих ТЦ микрорайонного формата во II–III кварталах этого года выросла на 6–7%, тогда как в крупных — упала.
Эту же тенденцию в разговоре с корреспондентом "ДП" отметил руководитель направления исследований и консалтинга компании Focus Technologies Михаил Васильев. Он рассказал, что для крупных торговых центров регионального и суперрегионального формата ситуация складывается сложнее ввиду ухода или приостановки деятельности ряда брендов, магазины которых являлись якорями и мини–якорями, генерирующими поток посетителей.
По итогам сентября Mall Index (показатель, рассчитываемый компанией Focus Technologies, отражающий изменение количества посетителей на единицу площади) для ТЦ формата "районные" был на 14% ниже показателя аналогичного периода 2021 года и на 28% ниже докризисного 2019 года. Тогда как для крупных ТЦ он по итогам сентября оказался на 30% ниже показателя аналогичного периода как 2021–го, так и 2019 года.
"Показатели посещаемости торговых центров, испытав снижение ещё в марте, зафиксировались на достигнутом уровне и продолжают колебаться в достаточно узком коридоре значений, в том числе связанных с особенностями сезонной активности потенциальных потребителей", — говорит эксперт.
Например, по итогу 3 недель октября Mall Index объектов малого формата оказался на 11% ниже уровня прошлого года. Для объектов крупных форматов снижение произошло на те же 30%.
А вот генеральный директор ТРК "Лето" Андрей Должиков отмечает, что с конца сентября, когда наблюдался спад посещаемости, трафик постепенно восстанавливается. Среди арендаторов появляется больше российских брендов, которые постепенно заменяют зарубежные компании, ушедшие с рынка. Но всё–таки в настоящее время потребительская активность ниже, чем обычно, поскольку обстоятельства не способствуют тому, чтобы люди интенсивно тратили деньги. Однако в предновогодний и новогодний периоды в компании ожидают увеличения спроса, трафика и продаж в целом, поскольку все будут готовиться к праздникам.
Партнёр, генеральный директор инвестиционного фонда Jensen Group Дмитрий Абрамов на деловом завтраке BestBreakfast отметил, что, например, в принадлежащем компании ТЦ River House в Петроградском районе за последние несколько месяцев поменялось около 30% арендаторов.
"При этом все, кто работает сейчас, с удовольствием оставались бы и предлагали даже более высокие ставки. Но мы понимаем, куда хотим двигаться дальше для того, чтобы объект был гармоничен и развивался не спекулятивно, а на несколько лет вперёд. А что касается “Пассажа”, то когда–то нам казалось, что мы что–то упустили, не подписав договор аренды на большую часть торгового дома с H&M. Сейчас у нас практически нулевая вакансия и, может быть, не самый очевидный набор арендаторов, но сбалансированный. Он позволяет развивать нашу концепцию. В конечном итоге тогда мы сделали правильный выбор", — подчёркивает Абрамов.
Меняется стратегия и самих арендаторов в выборе торговых центров для размещения своих объектов. Так, генеральный директор сети "Теремок" в Санкт–Петербурге Виталий Свидовский отметил, что компания больше не видит свои рестораны на фуд–кортах. Продукт, сервис, маркетинговая составляющая бренда не всегда могут гармонично развиваться в этом формате.
"Мы не можем реализовать свой потенциал, поэтому будем трансформировать свои корнеры в рестораны, либо переезжать в отдельные помещения, либо совсем уходить из тех торговых центров, которые не соответствуют нашему пониманию современного места для досуга и шопинга. Такие ТЦ устарели, но инвесторы или собственники не хотят вкладывать деньги в развитие, а выжимают арендную плату", — подчеркнул Свидовский.
В ноябре–декабре, вероятно, произойдёт некоторое улучшение показателей ТЦ в сравнении с прошлым годом, считает Михаил Васильев. Оно будет связано не столько с восстановлением потребительской активности, но во многом и со снижением показателей посещаемости ТЦ на фоне вспышки заболеваемости COVID–19 и дополнительными ограничениями на посещение объектов торговли, которые действовали в этот период в 2021 году. То есть сыграет эффект низкой базы.
Станислав Ступников ожидает, что в ближайшее время вакантность на рынке восстановится за счёт возвращения компаний через замещение международных ретейлеров. В следующем году будет положительная динамика заполняемости как торговых центров, так и объектов стрит–ретейла. Вероятно, произойдёт стабилизация посещаемости на уровне 70–80% от докризисного периода.