Расти на фоне вызовов нового времени сможет только крупный общепит

Автор фото: Агентство "Москва"

Темпы роста российского общепита заметно ниже инфляции. Активно открывать новые заведения могут только крупные сетевые игроки.

В первой половине 2022 года отрасль общественного питания по всей стране выросла лишь на 1,4%, до 1,5 трлн рублей, подсчитали эксперты агентства Infoline. В Петербурге ситуация была ещё хуже. Согласно отчёту Петростата за первое полугодие 2022 года, оборот городского общепита сократился на 3,2% по сравнению с январём–июнем 2021–го.
Статистика за 7 месяцев показала ещё более внушительное падение — на 4%. Однако август помог наверстать отставание и показатели отрасли за январь–август оказались уже на 5,7% выше аналогичного периода прошлого года.
"Когда наступило 24 февраля, мы опасались, что рынок может рухнуть совсем. Наша команда готовилась к разным планам снижения выручки: на 30%, чуть ли не на 70%. Но в марте у нас был очень сильный рост. Я думаю, эта ситуация достаточно типична для кризисов, когда сильные системные игроки, устоявшиеся и имеющие контракты с большими поставщиками, растут быстрее, чем малые игроки с небольшим опытом", — говорит Иван Тихов, управляющий директор компании "Додо Пицца".
Наибольший рост заведений в отчётном периоде, по данным Infoline, продемонстрировали форматы Grab&Go (+17%), объединённые сегменты Casual dining /Fine dining (+17%) и Fast food (+16%). В структуре общественного питания наибольшую долю (более 70%) занимают непосредственно заведения ресторанного бизнеса, как сетевые, так и независимые. На оставшиеся 30% оборота приходится питание в образовательных учреждениях и рабочих столовых. Как отмечают специалисты агентства, рынок общепита в России всё ещё слабо консолидирован. Лидерами среди регионов по присутствию крупнейших сетей ожидаемо стали Москва (24%) и Санкт–Петербург (10%).
Руководитель направления "Потребительский рынок" агентства Infoline Светлана Силенина отмечает, что оборот общепита Санкт–Петербурга и Ленинградской области значительно отстаёт от оборотов Московского региона (в 2,7 раза). Связано это не только с концентрацией населения (на Москву и Подмосковье приходится 14% населения страны, на Петербург и область — 5%), но и с разницей в доходах. По словам эксперта, средний доход жителя столицы отличается от среднего общероссийского дохода более чем в 2 раза, средний доход жителя Санкт–Петербурга — на 43%.
"Интересно, что по концентрации заведений Петербург опережает Москву: на 100 тыс. жителей здесь приходится 223 заведения, а в Москве — лишь 165. Дополнительный стимул к развитию общепита Петербурга и окрестностей дают туристы. Кроме того, Петербург — город булочных и пекарен. Здесь находится самое большое количество крупных сетевых пекарен: на начало этого года более 700 штук, рост на 10%", — говорит Силенина.
Стоит также отметить динамичный рост заведений формат кофе Grab&Go. За прошлый год их количество выросло более чем на 20% и превысило 550 заведений. Жителей города обслуживают как местные компании, такие как Coffee Bon или Etlon Coffee, так и игроки из других регионов или стран — например, Coffee Like из Удмуртии (около 40 точек), международная Cofix (более 20 точек). Самой крупной сетью кофеен Grab&Go в Петербурге является местная сеть Baggins Coffee — более 150 заведений.