Оптимизма не хватило: сбылись худшие прогнозы для портов Северо–Запада

Автор фото: Сергей Коньков

Реализуются наихудшие прогнозы контейнерного оборота морских портов Северо–Запада. Надежда на восстановление в ближайшие годы исчезает.

Объём перевалки контейнеров в портах Балтийского бассейна в III квартале 2022 года сократился на 85,7% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Такая оценка приводится в совместном исследовании ИАА "ПортНьюс" и Института проблем естественных монополий, представленном 18 октября. Согласно архивным данным ФГБУ "Администрация морских портов Балтийского моря", за III квартал 2021 года на Северо–Западе обработали около 616 тыс. контейнеров. Таким образом, нынешний результат не превышает и 90 тыс. TEU.
Кратное сокращение контейнерооборота произошло в терминалах группы Global Ports, в число активов которой входят Первый контейнерный терминал и "Петролеспорт" в Большом порту Санкт–Петербург, а также Усть–Лужский контейнерный терминал. Согласно статистике оператора, за III квартал оборот контейнеров на ПКТ сократился на 93,9% год к году — со 153 тыс. до 9 тыс. TEU, показатель ПЛП снизился на 95,5% — с 99 тыс. до 4 тыс. TEU.
Из–за кризиса крупнейшие терминалы Global Ports сравнялись по масштабам с самым маленьким контейнерным активом группы в Усть–Луге, оборот которого сократился с 8 тыс. до 5 тыс. TEU по итогам III квартала — на 34,6%. Всего за январь–сентябрь три терминала суммарно просели в 2,24 раза год к году — с 798 тыс. до 356 тыс. TEU.
Другие игроки региона открыто не публикуют свои текущие результаты, но нет оснований полагать, что дела у них сильно лучше. Дополнительное тому подтверждение — продажа "Северсталью" стивидора АО "Нева–Металл" в Большом порту Санкт–Петербург в середине сентября.
За 2021 год порты Северо–Запада обработали 2,07 млн контейнеров. По оценкам руководителя отдела аналитики ИАА "ПортНьюс" Виталия Чернова, обрушение по итогам текущего года может составить более 1,8 млн TEU. При сохранении западных санкций и тенденции переориентирования логистики на Восток ситуация, по мнению эксперта, усугубится.
"С увеличением пропускной способности железной дороги на восточном и южном направлениях грузы будут в ещё большем объёме уходить в порты этих регионов. Контейнерные порты Балтики, скорее всего, станут работать как нишевые — в качестве тыловых терминалов для разгрузки Московского транспортного узла, на каботаж, например, для загрузки арктической контейнерной линии, или на транзит белорусских грузов (сейчас так работает Бронка)", — полагает Виталий Чернов.
Возможно, части терминалов Петербурга и Ленобласти окончательно не даст потонуть ГК "Росатом", которая занимается развитием Северного морского пути. С августа этого года госкорпорация нарастила свою долю в группе "Дело" до 49%, которая в свою очередь консолидировала 61,5% Global Ports, выкупив в сентябре 30,75% акций компании у APM Terminals. Представители "Русатом Карго" уже вошли в совет директоров GP, поэтому нельзя исключать, что петербургские терминалы готовят в качестве базы для выстраивающейся контейнерной линии на СМП.