Слишком суровый приговор: по делу о реконструкции БДТ просят смягчить наказание

Автор фото: Михаил Тихонов
В Санкт–Петербурге обжалован приговор по громкому уголовному делу о хищении средств при реконструкции БДТ. Экс–гендиректор АНО "Театрально–декорационные мастерские" (ТДМ) Александр Шимберг был осуждён на 4 года реального лишения свободы за хищение 2,4 млн рублей. Его адвокат просит отменить приговор и назначить наказание в виде условного лишения свободы.
Как стало известно "ДП", в Городской суд Петербурга подана апелляционная жалоба на приговор Александра Шимберга, который 14 июня вынесен Красногвардейским райсудом Петербурга. При этом, уточнил Олег Григорьев, защитник бывшего гендиректора ТДМ, ни он сам, ни его клиент до сих пор не получили копию приговора.
"Я прошу отменить приговор и прекратить уголовное дело в отношении Александра Шимберга или смягчить ему наказание, применив ст. 73 УК (условное лишение свободы. — Ред.), и назначить наказание, не связанное с лишением свободы", — заявил "ДП" Олег Григорьев.
Реконструкция БДТ, напомним, проходила в 2010–х годах и сопровождалась рядом скандалов, связанных с хищением средств. Так, одним из подрядчиков театра были ТДМ, с которыми в 2011 году заключили госконтракт на техническое перевооружение учреждения культуры. Казначейство перечислило компании более 600 млн рублей.
По версии следствия, Александр Шимберг, возглавлявший ТДМ в 2012–2016 годах, подписал акты о выполненных работах на 39,1 млн рублей, но часть работ на 2,4 млн на самом деле исполнена не была.
Именно хищение этой суммы следствие вменило Александру Шимбергу, предъявив ему обвинение по ст. 159 УК (мошенничество).
На судебном процессе в Красногвардейском суде Петербурга экс–гендиректор ТДМ признал себя виновным и даже частично погасил ущерб. Суд, посчитав преступление доказанным, тем не менее приговорил его к 4 годам реального лишения свободы. Бывший глава ТДМ был арестован в зале суда.
Александр Гуканов, управляющий партнёр адвокатского бюро "Промбизнесконсалтинг", отмечает, что в целом при наличии признания вины и хотя бы частичного погашения ущерба суды назначают достаточно мягкое наказание, без реального лишения свободы.
"Как следует из официального телеграм–канала объединённой пресс–службы судов Петербурга, Шимберг признал вину и частично погасил ущерб. Учтены ли судом данные обстоятельства, смягчающие наказание, — неизвестно, поскольку ознакомиться с приговором нет возможности", — уточнил эксперт, согласившись с тем, что назначенное Шимбергу наказание достаточно сурово и не соответствует степени общественной опасности его поступка.
Александр Гуканов обращает внимание на такое обстоятельство. "Общая сумма перечисленных денег на счета ТДМ — более 630 млн рублей, соответственно, сумма ущерба — 2,4 млн рублей — это меньше 1%. Значит, в остальной части работы выполнены добросовестно", — добавляет эксперт.
Адвокат Александр Григорьев в своей апелляционной жалобе указывает, что выводы суда не подтверждены материалами, исследованными во время судебного разбирательства.
По словам Александра Гуканова, тенденция на обвинительный уклон в судах по любым делам без исключения, к сожалению, сохраняется.
"Защита фактически находится в неравных условиях со стороной обвинения в вопросах доказывания вины. И это не только моё частное мнение, на многих уголовно–процессуальных научных площадках практически полное единодушие, даже среди судей, о наличие дисбаланса прав между участниками процесса", — говорит эксперт.
Сам же Александр Шимберг заявил "ДП", что оборудование в БДТ давно поставлено и работает. А вменяемое ему как мошенничество невыполнение работ — это мелкие недоделки. Причём, отмечает экс–гендиректор ТДМ, они появились уже после приёмки оборудования из–за строительных работ смежной организации "Балтстрой".
"Где–то перебили кабель, и оборудование действительно не работает, а значит, и пусконаладка не сделана. Где–то истекли с 2013 года цифровые сертификаты — проверка работоспособности проводилась в 2017–м, когда прошло 4 года с приёмки оборудования. Причём подписи о приёмке со стороны заказчика присутствуют. Значит, в 2013 году всё работало?" — говорит Александр Шимберг.