Математика наоборот: авто с господдержкой оказалось дороже, чем без неё

Автор фото: Коньков Сергей
Впервый день августа Минцифры исключило из реестра аккредитованных IT–компаний 32 банка и 12 страховщиков. Под раздачу попали, в частности, "Сбер", "Тинькофф" и "Почта России". Это значит, что они не смогут получать льготы, предназначенные айтишникам: в частности, отсрочку от армии и льготную ипотеку для сотрудников.
Решение выглядит вполне логичным. Забавляет (но не удивляет) то, что до сих пор указанные компании в реестр входили. Получение государственной помощи совсем не теми, на кого она была рассчитана по задумке законодателя, для России ситуация не редкая. С подобной историей на днях столкнулся лично.
В семье потребовался новый автомобиль для начинающего водителя: недорогой и ремонтопригодный. Взгляд упал на продукцию отечественного автопрома, которую сейчас можно купить по госпрограмме с 20%–ной скидкой. В одном из дилерских центров LADA менеджер подтвердил, что в наличии есть упрощенные модели "Гранта". Цена со скидкой — чуть больше 540 тыс. Но — только в кредит, потому что иначе госпрограмма не работает.
Продавец пощёлкал на калькуляторе и заявил, что при планируемом первом взносе месячный платёж составит порядка 10 тыс. рублей, что было вполне приемлемо. И чёрт меня дернул тем же вечером заглянуть в приложение одного крупного банка. Буквально за 5 минут был одобрен автокредит с платежом почти вдвое меньше.
С этой новостью я отправился к дилеру, но выяснилось, что всё не так просто. Продать машину в кредит, оформленный не через салон, просто отказались. Снова принялись считать, тем более уже пришли ответы от банков (в том числе и того, где мне готовы были выдать деньги напрямую). Удивительно, но платёж вырос до 12 тыс. в месяц. Под меньший процент!
Моя врождённая логика и школьный курс математики мешали принять этот факт. Минут через сорок продавец сдался и вынужден был признать, что вместе с машиной дилер и банк собираются продать мне ворох страховок и ненужных продуктов общей стоимостью около 200 тыс. — больше, чем скидка по госпрограмме! А без этого — сделки не будет.
В декларации государство планировало поддержать покупателя и автопроизводителя. Некоторую выгоду мог получить банк, и в самом конце — продавец. В реальности же основными выгодоприобретателями оказываются автосалон и банк с аффилированными страховыми компаниями. Покупатель же не получает практически ничего и с высокой долей вероятности отказывается от приобретения, так что и автозавод — в числе проигравших. Схема работает строго наоборот. Аплодисменты Минцифре!