Автостат: рынок новых легковых автомобилей России в 2022 году упадёт в 2–3 раза

Автор фото: Ермохин Сергей
Продажа автомобилей с пробегом у автосалона "Рольф" на Пулковском шоссе.
Аналитическое агентство "Автостат" ожидает в 2022 году падения рынка примерно в два с половиной раза.
Базовый прогноз включает в себя 600 тыс. проданных легковых автомобилей по итогам года. Это соответствует падению рынка на 60% к 2021 году. Пессимистический прогноз — 505 тыс. машин (–67%), оптимистический — 690 тыс. (–54%).
"Это фактически сокращение рынка в два с половиной раза", — заявил директор "Автостата" Сергей Целиков.
Рынок лёгких коммерческих автомобилей в базовом прогнозе упадёт на 53%, грузовиков — на 40%, ожидают в "Автостате".
На данный момент (по итогам первого полугодия) продажи легковых машин упали на 56%, лёгких коммерческих — на 39,2%, грузовых — на 18,8%. При этом продажи автобусов выросли на 5%. "Автобусная тематика — слегка нерыночная, больше определяется госзказом", — пояснил Сергей Целиков. Кроме того, на 53% выросли продажи автомобилей, составившие 1278 единиц на всю страну. Это объясняется эффектом низкой базы, отметил Сергей Целиков.
Также эффектом низкой базы объясняют рост продаж двух брендов легковых автомобилей: Exeed (+251%) и Genesis (+87%).
Лидерами продаж остаются те же марки, что и в предыдущие годы: Lada, KIA и Hyundai. Среди моделей в этом году наиболее популярны Lada Vesta, Lada Granta и KIA Rio.
Выдача автокредитов на новые автомобили по итогам первого полугодия сократилась на 77% в единицах, и на 68% в денежном выражении.
Производство легковых машин в России и на территории Таможенного союза для России сократилось на 60,5%, лёгких коммерческих машин — на 30,8%, грузовых – на 15,8%.
Средневзвешенная цена нового автомобиля на российском рынке по итогам пяти месяцев 2022 года выросла к аналогичному периоду прошлого года на 23% и составила 2,32 млн рублей.
По оценке эксперта, на итоги года повлияют сразу несколько факторов. Главные — экономический и политический, в том числе срок завершения спецоперации на Украине, иностранные санкции в отношении России, покупательская способность, стоимость нефти и курс рубля. Немаловажное значение окажет также динамика цен на автомобили, доступность кредитов, восстановление производства на автозаводах.
Продажи новых легковых машин в России стали стремительно сокращаться, начиная с марта. Если в феврале они составляли 99,1 тыс. единиц (—12% к аналогичному месяцу прошлого года), то в марте — уже 78,9 тыс. штук (—43,3% к марту 2021-го). В апреле в стране было продано почти 28 тыс. машин (—83,7%), в мае — 27,5 тыс (—78,4%), в июне — 32,7 тыс. (—77,5%). "Мы фактически опустились на дно", — отметил Сергей Целиков.
"Сейчас по итогам 6 месяцев продано 352 100 легковых автомобилей: на 55,6% меньше, чем в январе-июне прошлого года, это по данным "Электронного паспорта", и 337 тыс — по данным Ассоциации европейского бизнеса (—58,5%)", — резюмировал эксперт.