Ледовый штраф: суд встал на сторону Росморпорта в споре с "Пеллой"

Автор фото: rosmorport.ru

Росморпорт частично выиграл иск к верфи "Пелла" из Ленобласти за неисполнение обязательств по контракту на строительство ледокола для портов Дальневосточного бассейна.

Арбитражный суд Москвы частично удовлетворил иск Росморпорта к ОАО "Ленинградский судостроительный завод “Пелла”" Герберта Цатурова (№ 72 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2021). Поводом для спора стало неисполнение обязательств по контракту на строительство ледокола на принадлежащей "Пелле" верфи Pella Sietas в Гамбурге. При этом суд принял компромиссное решение: "Пелла" заплатит 500 тыс. рублей штрафа вместо заявленных истцом 30,5 млн.
Госконтракт с "Пеллой" на строительство ледокола мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker7 был подписан Росморпортом в сентябре 2019 года. Судно планируется использовать для круглогодичной работы в замерзающих морских портах Дальневосточного бассейна. Автор проекта ледокола — ПКБ "Петробалт".
Строительство финансируется из бюджета, общая стоимость ледокола составляла 7,54 млрд рублей. Из них подрядчику на данный момент переведено 2,8 млрд, говорится в документах на сайте госзакупок. Передача судна намечена на 30 сентября 2024 года.
Это первый ледокол, за строительство которого взялась "Пелла". В конце августа 2021 года германский актив верфи подал на собственное банкротство из–за потерь, связанных с коронавирусным локдауном. Вероятно, последовавшее в 2022 году ослабление рубля не добавило проекту оптимизма, однако стороны официальных комментариев по этому поводу не давали.
Судебные претензии Росморпорта связаны, в частности, с промежуточными этапами работ. Так, до 31 декабря 2020 года на строящийся ледокол необходимо было поставить донно–бортовую арматуру, до 30 июня 2021 года проект необходимо было согласовать в Российском морском регистре судоходства, до 31 августа 2021–го надо было завершить поставку главных двигателей, до 31 октября 2021–го — систем вентиляции и кондиционирования. "Принятые на себя обязательства ответчик не выполнил", — говорится в материалах суда.
За эти нарушения Росморпорт насчитал штрафов на 500 тыс. рублей. Кроме того, "Пелла" не застраховала объект строительства в течение 10 дней с даты закладки киля (штраф, по мнению истца, должен был составить 15,08 млн рублей), а также опоздала с оформлением госрегистрации ипотеки судна и договора залога на него (также 15,08 млн). Договориться в досудебном порядке заказчику и подрядчику не удалось.
При вынесении решения арбитраж сослался на ст. 333 ГК РФ, согласно которой подлежащая оплате неустойка должна быть соразмерна последствиям нарушения обязательств. Суд решил взыскать с "Пеллы" 500 тыс. рублей, а в удовлетворении остальной части иска отказать, говорится в мотивировочной части решения арбитража.
Для государственных заказчиков предъявление таких исков является обычной практикой, говорит партнёр юридического бюро "Григорьев и партнёры" Михаил Иванов. "Примечательно, что суд принял компромиссное решение. С одной стороны, удовлетворил иск госзаказчика и признал факт нарушения обязательств исполнителем. С другой стороны, это не повлекло для “Пеллы” серьёзных финансовых санкций, поскольку суд счёл нарушения несущественными и в 60 раз снизил сумму ко взысканию", — отмечает он.