В Петербурге растёт спрос на доставку товаров из зарубежных магазинов, закрывшихся в России
На фоне ухода из России ряда зарубежных брендов в интернете появилось множество объявлений о пересылке товаров закрывшихся компаний. Такие услуги теперь предлагают как частные лица, так и компании, оказывающие услуги доставки.
Напомним: за последний месяц в Петербурге приостановили работу Inditex (Zara, Pull&Bear, Massimo Dutti, Bershka, Stradivarius, Oysho, Zara Home и Uterqüe), H&M, Women'Secret, Adidas, Mothercare, IKEA, iHerb, Mango, Vans, Sephora, Uniqlo. 3 апреля закроются супермаркеты сети Prisma. Петербуржцы разом лишились крупных зарубежных брендов, к которым давно привыкли.
Ваша карта бита?
Предприимчивые люди сразу стали активно предлагать услуги по доставке товаров из Финляндии. Только на "Авито" размещено более 14 тыс. таких объявлений. Чаще всего предлагают продать или доставить продукты питания, электронику, бытовую химию, запчасти для автомобилей. Помимо этого, петербуржцам предлагают доставить товары из финской IKEA. Стало больше предложений о продаже или обмене б/у товаров из IKEA.
Управляющий партнёр коммуникационного агентства B&C Agency Иван Самойленко замечает, что перед закрытием иностранных ретейлеров в их российских магазинах резко выросли продажи. Покупатели приобретали очень много товаров. И для себя, и для последующей перепродажи с наценкой.
"Этот тренд очень сильно проявился в таких сегментах, как электронные гаджеты, смартфоны, компьютеры и бытовая техника. Потому в интернете и появилось много объявлений частных лиц — они продают товары, которые купили заранее", — замечает эксперт.
Торговые и логистические компании уже давно начали развивать направление доставки различных товаров из зарубежных магазинов. Однако сейчас они столкнулись с двумя серьёзными проблемами: санкции в отношении России ограничили возможности доставки и заблокировали оплату покупок в зарубежных онлайн–магазинах.
В компании СДЭК уже несколько лет работает сервис CDEK Forward, который позволяет приобретать за рубежом то, что не представлено в России или стоит здесь намного дороже. После закрытия большинства зарубежных магазинов в России этот сервис стал ещё более актуальным.
Руководитель проекта CDEK Forward, директор СДЭК США Овсеп Осипян рассказывает, что в связи с последними ограничениями работы платёжных систем Visa и MasterCard компания стала предлагать воспользоваться услугами байеров–партнёров, которые выкупят нужный товар с помощью карты иностранного банка. От клиентов нужна только ссылка на желаемый товар.
"Блокировка Visa и MasterCard нанесла самый тяжёлый удар по нашему бизнесу, который не сравнится даже с закрытием границ и отменой рейсов во время пандемии, — сетует Овсеп Осипян. — Поэтому сейчас клиенты могут купить товары только через нашу услугу по выкупу с помощью иностранных карт". Сейчас в CDEK Forward разрабатывают новое финансовое решение, чтобы покупатели могли совершать международный шопинг, как в былые времена.
Умный прямо не пойдёт
Заказывать из многих зарубежных магазинов и раньше было достаточно сложно — значительная их часть не доставляла товары напрямую в Россию. А если доставка и была возможной, то она оказывалась чересчур дорогой. Сегодня из–за блокировки российских карт заказать товары напрямую вообще нельзя.
Сервис BXBox от BXB by Boxberry помогает российским покупателям доставлять покупки из любого онлайн–магазина США, а после блокировки карт запустилась услуга "Помощь с покупкой", благодаря которой можно выкупать нужные и разрешённые к ввозу товары.
В пресс–службе Boxberry рассказали, что теперь клиентам сервиса достаточно заполнить форму на сайте. В ней нужно указать ссылки на товары, e–mail, номер телефона, стоимость товаров. После этого специалисты проверят товары на возможность ввоза. Затем на указанную почту покупателю поступит QR–код, при переходе по которому можно оплатить товары любой российской картой.
Для Boxberry главной сложностью в нынешних условиях стала именно оплата товаров. В рамках сервиса были протестированы разные формы оплаты, в том числе и UnionPay, которую многие считают единственной нормальной заменой ушедшим международным платёжным системам. В перспективе ожидается разработка пополнения баланса личного кабинета, через который можно будет выкупать товары в зарубежных онлайн–магазинах.
Из пункта А в пункт Б
Другой вызов для отрасли — это организация логистики в условиях санкций. Некоторые компании полностью приостановили доставку в Россию. В пресс–службе DHL Express замечают, что приём и доставка грузов в Россию из других стран временно приостановлена, это касается и доставки из зарубежных интернет–магазинов. Данные ограничения на доставку грузов в Россию введены до последующего уведомления.
В Boxberry отмечают, что текущая ситуация заставила их изменить транспортные схемы, но перебоев в доставке нет. Несущественно выросло лишь время доставки — в среднем на 3–4 дня. Но с тем, что геополитическая ситуация существенно усложнила логистику, никто не спорит.
В BXBox ищут различные варианты наладки каналов импорта. В компании уже опробовали несколько вариантов логистических маршрутов для того, чтобы стоимость доставки была оптимальной, но им пришлось незначительно повысить тарифы.
СДЭК также перестроила свои логистические цепочки, чтобы продолжать работать во всех 25 странах присутствия. Вместо прямого авиасообщения с США компания использует мультимодальную доставку: часть пути посылки летят на самолёте в Финляндию, оставшийся путь — наземным транспортом из Хельсинки в Москву и Петербург. Отсюда посылки отправляют в другие российские регионы. Доставка из Евросоюза осуществляется только наземным транспортом. В связи с этим время доставки увеличилось, но полностью движение не прекратилось.
"Чтобы отправить товар в Россию, нужно не нарушить санкции в США, потом не нарушить другие санкции в Евросоюзе. А затем ещё и не нарушить второй закон в Евросоюзе, связанный с поставкой электроники “двойного назначения”. Например, в первом законе Евросоюза о предметах роскоши сказано, что в Россию можно отправлять смартфоны до 750 евро, а во втором законе — они полностью запрещены. Таких чудес очень много, и мы должны во всём этом разбираться", — подчёркивает Овсеп Осипян.
Спрос на доставку из зарубежных магазинов при этом вырос в разы. На сайте CDEK Forward количество посетителей увеличилось в десятки раз и на пике достигало порядка 100 тыс. человек в день.
На BXBox популярностью пользуются следующие категории товаров: одежда, аксессуары, обувь, детские товары. Лидером по заказам является iHerb. "После прекращения прямых поставок покупатели ищут возможность покупки полюбившихся витаминов и добавок", — объясняют в сервисе.