Почувствовать себя элитой: как повышался престиж Московского района

Автор фото: Сергей Ермохин
Автор фото: Сергей Ермохин

Обилие зелени, парадная архитектура, развитая инфраструктура и хорошая транспортная доступность — всё это формирует привлекательную атмосферу. Московский район по праву давно считается одним из самых престижных в Петербурге. "ДП" рассказывает, как локация заработала столь высокий статус и сколько нужно заплатить, чтобы здесь поселиться.

С царских времён

История Московского района началась в конце XVIII века, когда была проложена дорога, ведущая из Санкт-Петербурга в Царское село. Одной из первых построек в этих местах стала Чесменская церковь, возведённая в честь победы русского флота в Чесменском бою. Затем в течение многих лет территории вокруг тракта, в основном, пустовали. Лишь в 1830-е годы в том месте, где дорогу пересекал Лиговский канал, в ознаменование окончания русско-турецкой войны, были воздвигнуты Московские триумфальные ворота.
Чесменская церковь
Автор: Сергей Ермохин
"Царскосельская дорога — современный Московский проспект — уже в XVIII–XIX веке была важной трассой, которая вела из столицы к императорским резиденциям. Даже столетия назад это была широкая и удобная в плане коммуникации магистраль", — рассказал "ДП" краевед Алексей Ерофеев.
В 1849 году неподалёку от Московской заставы был заложен Воскресенский Новодевичий монастырь. К началу XX века вдоль бывшей Царскосельской дороги, ставшей тогда Забалканским проспектом, стали появляться первые доходные дома и промышленные предприятия, например, Санкт-Петербургский вагоностроительный завод и фабрика "Сименс-Гальске". Вплоть до 1930-х годов весь Московский район продолжал оставаться рабочей окраиной.

Несбывшийся центр

Переломным моментом в его истории стал грандиозный замысел по переносу центра Ленинграда на юг. Планировочным ядром проекта должна была стать нынешняя Московская площадь, на которой в 1936 году по проекту Ноя Троцкого началось строительство здания Дома Советов, в котором предполагали разместить исполнительную и законодательную власти города. Вдоль Московского проспекта, который в те годы назывался Международным, также начали строить монументальные здания в стиле сталинского ампира.
Продолжению осуществления масштабного замысла помешала начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война. После её окончания утопический проект решили отменить, но продолжили застройку Московского проспекта в задуманном ранее стиле. Таким образом, на самой окраине Ленинграда появились дома, которые стали считаться жильём для элиты и партийной номенклатуры.
В 1945 году на Московском проспекте началось обустройство Парка Победы. В добровольных субботниках по благоустройству новой зелёной территории с радостью принимали участие тысячи ленинградцев. Сегодня эта большая мемориальная зона является излюбленным местом отдыха горожан и "лёгкими" района.

Укрепление статуса

С открытием аэропорта "Пулково" Московский район и вовсе стал парадным въездом в город. В 1970-е годы на Средней Рогатке был сформирован ансамбль площади Победы. Его центром является Монумент "Героическим защитникам Ленинграда" — памятник подвигу горожан в трагические дни блокады. Главная вертикаль мемориала — 48-метровый обелиск — символизирует Победу в Великой Отечественной войне. Позади монумента, по обе стороны от Московского проспекта, возвышаются высотные 22-этажные дома-"пластины", как бы подчёркивающие въезд в Северную столицу.
Советская застройка кварталов к востоку и западу от Московского проспекта намного скромнее, чем его парадные фасады. При этом даже "хрущёвские" микрорайоны очень комфортны для проживания, хорошо озеленены и соответствуют современным потребностям в инфраструктуре.
"Исторически так сложилось, что нынешний Московский проспект на протяжении всей своей истории был важной магистралью, — говорит Алексей Ерофеев. — В советское время он по логичной причине и вовсе стал правительственной трассой. Понятно, что такой статус не может не повысить и ранг прилегающих кварталов. Московский район впитал в себя нашу лучшую историю и одновременно он очень обжитой. Именно поэтому ему и довелось стать таким престижным и очень красивым".
По словам архитектора проектного бюро MLA+ Даниила Веретенникова, часть города, которая лежит между двумя такими ключевыми местами, как его центр и аэропорт, в любом случае становится точкой притяжения людей, в первую очередь тех, которые имеют отношение к бизнесу. Другая причина престижности Московского района, по мнению эксперта, связана как раз тем, что он планировался как новый центр Ленинграда и застройка там осуществлялась соответствующая этому статусу. Пусть концепция переезда городской администрации сюда и не была осуществлена, монументальные "сталинки" всё равно населяли представители элиты и номенклатуры, а потом их дети и внуки. Уже в российское время в район стал подтягиваться бизнес — появились магазины, кафе, рестораны более высокого класса, чем в других частях города. В связи, в том числе, и с этим, здесь повышалась стоимость недвижимости.

Есть куда расти

Что касается новостроек, то основное строительство сейчас ведётся уже за Средней Рогаткой, между Пулковским и Московским шоссе, на месте бывших оранжерей предприятия "Лето". По мнению руководителя Консалтингового центра "Петербургская Недвижимость" Ольги Трошевой, наибольшим проектным потенциалом в районе сегодня обладают территории, расположенные за кольцевой автодорогой вдоль Пулковского шоссе. В советской же части локации новое жильё появляется, в основном, в результате редевелопмента.
"В обжитой части района продолжится развитие территорий, ограниченных Кубинской и Предпортовой улицами. Данное расположение позволяет реализовывать объекты массового сегмента, — считает Ольга Трошева. — Проектным потенциалом для строительства объектов высокого ценового сегмента обладают территории вдоль Московского проспекта, ближе к станциям метро “Электросила”, “Московские ворота”, и “Фрунзенская”".
По состоянию на март, по данным "Петербургской Недвижимости", объём рынка строительства в Московском районе зафиксирован на уровне 910 тыс. М2, что составляет 11% от объёма рынка Петербурга. В предложении на начало года представлено 254 тыс. м2 — 13% от объёма предложения по всему городу. В реализации сейчас находится 23 проекта, из них 19 относятся к масс-маркету, три — к бизнес-сегменту и всего один представляет элит-класс.

Цена престижа

Единственный на сегодня проект элитного класса в Московском районе — клубный дом Victory Plaza на улице Гастелло между станциями метро "Московская" и "Парк Победы", где мест для нового строительства не осталось. Возведение объекта сейчас заканчивает холдинг Setl Group. Ввод в эксплуатацию намечен на II квартал этого года.
Сквер на пересечении улицы Гастелло и Московского проспекта
Автор: Сергей Ермохин
Несмотря на "сталинское" окружение, дом спроектирован в классическом "парижском" стиле — с плавными изгибающимися линиями фасадов, декорированных натуральным камнем и клинкерной плиткой, высокими окнами и эркерами. Интерьеры холлов выполнены в стиле модерн с использованием дорогих материалов: дерева, мрамора, венецианской штукатурки. Victory Plaza стал лучшей новостройкой в Северной столице по итогам престижного всероссийского конкурса "ТОП ЖК–2022".
Что касается цен на новостройки в Московском районе, то они продолжают расти во всех классах недвижимости. По информации "Петербургской Недвижимости", на 1 марта средняя цена предложения по локации в масс-маркете составила 230,3 тыс. рублей за м2. С начала года стоимость выросла на 7,9% и стала на 13% выше средней цены предложения по Петербургу в соответствующем классе. В бизнес-сегменте средняя стоимость "квадрата" с начала года выросла на 4,1% и достигла 329,5 тыс. рублей. Это выше на 1,8%, чем среднее предложение по городу. Метр же элитного жилья подорожал на 3,8% и стал стоить 475,6 тыс. рублей.