Транши под нажимом: в деле о банкротстве "Пеллы" появились новые кредиторы

Автор фото: Лидия Верещагина
Автор фото: Лидия Верещагина

"Пелла" заплатила по второму требованию завода "Арсенал", чтобы избежать банкротства. Однако к иску присоединились ещё два контрагента верфи.

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти прекратил производство по заявлению АО "Машиностроительный завод “Арсенал”", которое просило признать банкротом АО "Судостроительный завод “Пелла”" и ввести там наблюдение. Поводом для иска, поданного в октябре 2021 года, стал долг верфи в 241,6 млн рублей.
С тех пор рассмотрение обоснованности претензий истца по различным причинам неоднократно переносилось. За это время "Пелла" успела погасить долг и попросила суд прекратить производство. Арбитраж 14 февраля удовлетворил ходатайство верфи, ведь основание для её банкротства исчезло.
Отметим, что это третья попытка "Арсенала" обанкротить "Пеллу". Первое его заявление суд не принял к рассмотрению по формальным признакам. Производство по второму арбитраж прекратил после того, как верфь перечислила "Арсеналу" долг 223,4 млн рублей.
При этом, как писал "ДП", истец возражал против прекращения дела. Он указывал на то, что "Пелла" задолжала примерно 20 кредиторам и по некоторым требованиям уже вынесены решения судов. Однако арбитраж отмечал, что эти кредиторы не обращались с заявлениями о признании верфи банкротом.
Но на этот раз ситуация изменилась. Сейчас к банкротному процессу "Пеллы" присоединились ещё два её контрагента — АО "Элепром системы" и АО "Морские навигационные системы".
"Пелла" и "Арсенал" не стали комментировать судебные процессы.
"В картотеке арбитражных дел — значительное количество исков к “Пелле”. И общая тенденция такая, что компания рассчитывается с каждым последующим кредитором только под угрозой введения процедуры банкротства", — обращает внимание Карина Сидорова, руководитель практики антикризисного управления и банкротства юркомпании "Дювернуа лигал".
"Арсенал" смог добиться погашения долгов во многом благодаря использованию механизма подачи на банкротство должника. На очереди другой кредитор — "Морские навигационные системы" с требованием около 5 млн рублей. Вероятно, с ним корабелы также рассчитаются, предполагает эксперт.
"Неисполнение обязательств перед отдельно взятым кредитором не всегда говорит об объективной несостоятельности должника. Такая ситуация может продолжаться довольно долго, и это не помешает “Пелле” продолжать обычную деятельность. Возможно, у предприятия существует экономически обоснованный план по выходу из кризиса, исходя из получения новых заказов и оплаты заказчиками старых", — рассуждает Карина Сидорова.
По её оценке, реальные проблемы у верфи возникнут в случае просрочек по кредитам Сбербанка. По данным Casebook, к концу 2020 года кредитная нагрузка "Пеллы" выросла до 755 млн рублей, и это только по одному юрлицу. Общая задолженность группы компаний, с учётом "дочек", может быть гораздо больше (ранее "ДП" писал о кредитах на сумму 5,6 млрд рублей).
"Сведения о залогах “Пеллы” перед Сбербанком отражены также в Casebook. И если начнутся просрочки по кредитам, Сбербанк сможет потребовать досрочного возврата всей суммы, что, как правило, приводит к банкротству заёмщиков", — отмечает Карина Сидорова.
Версия о том, что Сбербанк может подать иск о банкротстве верфи, пока кажется маловероятной. Как писал ранее "ДП" со ссылкой на источники в отрасли, завод "Пелла", видимо, ожидает разделение и продажа части бизнеса. В результате у верфи может остаться "историческая" площадка в Отрадном. А площадка в Колпинском районе Петербурга может отойти мурманской группе "Норебо". И именно она, как предполагают участники рынка, и может быть заложена в Сбербанке.
В целом любая перспектива старта банкротной процедуры негативно влияет на текущие договорные процессы, отмечает Даниил Борейшо, юрист юркомпании Versus.legal. Если "Пеллу" признают банкротом, все сделки, совершённые незадолго до начала конкурсного процесса, будут внимательно проверены судом на предмет их влияния на кредиторов.
"С учётом того, что предметом сделки с “Норебо” является крупная площадка в Колпино, велик риск, что в этом случае она будет исследована судом особенно тщательно. Нельзя забывать, что “Пелла” — важное предприятие для Ленобласти", — подчёркивает эксперт.
Даниил Борейшо видит несколько вариантов развития событий, но наименее рискованным он считает приостановку сделки. Однако этот вопрос во многом управленческий: стоит ли покупка новой крупной площадки риска быть втянутым в сложнейший банкротный процесс, добавляет он.
В качестве альтернатив остановке сделки юрист предлагает такой вариант. "Норебо", если у неё есть интерес к этой покупке, может попытаться захеджировать риски — прибегнуть к обеспечительным конструкциям, которые при негативном развитии событий смогут возместить холдингу возможные потери.
В декабре прошлого года губернатор Ленобласти Александр Дрозденко заявил, что власти региона не участвуют в переговорах по продаже производства "Пеллы" в Колпино. Чуть позже был сделан шаг, который чётче слов отразил мнение областных властей по этому поводу. В регионе создали судостроительный кластер, в который вошли 11 предприятий, включая "Пеллу". Готовность оказать этой отрасли любую необходимую поддержку публично выразил экономический блок правительства Ленобласти, который курирует Дмитрий Ялов.
Как поясняли ранее на самой верфи, финансовое положение "Пеллы" ухудшилось после того, как Минобороны недоплатило ей около 2 млрд рублей за постройку опытового судна "Ладога". В декабре 2021 года "Пелла" подала иск в арбитраж Москвы в попытке взыскать эти деньги с заказчика. Рассмотрение дела ещё не завершено.
Позапрошлый, 2020 год "Пелла" завершила с 19%–ным снижением выручки и убытком 1,1 млрд рублей (ранее предприятие генерировало небольшую, но прибыль). В 2021–м верфь столкнулась с проблемой выплаты зарплат рабочим.
Верфь контролирует её генеральный директор Герберт Цатуров (№ 72 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2021), ему принадлежит 79,24% обыкновенных акций.