Ещё нам покажут: кинопроизводители ударно поработали в Петербурге

Подводя итоги 2021 года, уже можно констатировать, что за эти месяцы производители кино и сериалов в Петербурге неплохо потрудились.

Да, они не снимают больше, чем до появления в мире COVID-19, да, они в самом лучшем случае двигаются теми же темпами, но они, безусловно, живы — и ещё нам покажут.

Остаться в живых

Сегодня всем очевидно, что пандемия, как вначале предсказывали, не стала началом конца ни для киноиндустрии, ни для индустрии производства сериалов. Напротив, множество сервисов для онлайн-просмотра набрали невероятное количество подписчиков. Таким сетевым кинотеатрам, разумеется, нужен не только старый, проверенный, но и новый, свежий, эксклюзивный контент — на него можно, например, ставить прибыльную рекламу, его просмотр выгодно продавать по более высокой стоимости, на нём, наконец, удобно продвигать сам сервис. Точно так же новый контент нужен телевидению. Вполне объяснимо, что на волне временных локдаунов, самоизоляций, удалённой работы, закрытия некоторых развлекательных мест, не переживших 2020 год, множество потенциальных зрителей проводит большую часть свободного времени дома — то есть преимущественно либо за компьютером, либо у телевизора. Само собой, телеканалы вынуждены хотя бы пытаться бороться с Сетью, потому что ни низкие рейтинги, ни отток рекламодателей никому не нужны.
Наконец, в новых фильмах критически заинтересованы выжившие кинотеатры — только топовые новинки с прогнозируемо высоким интересом массового зрителя могут в принципе в нынешних условиях ограничений по рассадке хоть как-то поддерживать мультиплексы на плаву.

Добраться до премьеры

Что касается основных проектов, которыми заняты петербургские студии — и другие студии, которые приезжают в городские "интерьеры" с "гостевыми" съёмками, — то в основном это либо полицейские, либо исторические проекты. Объяснения есть по обоим направлениям. В отношении любых исторических полнометражных фильмов или телесериалов, которые снимаются в городе на Неве, стоит отметить, что в Петербурге и правда сохранилось множество уголков, где ход времени почти не оставил на улицах или зданиях своих следов. И действительно, значительно проще приехать в известную локацию в Петербурге, привычным образом согласовав съёмки, чем тратить силы, время и финансирование, например, на поиск, осмотр и многоступенчатый блок согласований в новой географической точке.
"Ментовская" же тема, начатая в лихие девяностые параллельно и в "Улицах разбитых фонарей", и в "Бандитском Петербурге", по-прежнему нравится зрителю. Из-за усталости и пресыщения работой на удалёнке, из-за всех сложностей этого и пре­дыдущего года, из-за быта, который в пандемию стал заедать ещё сильнее, проекты, которые позволяют людям немного переключить внимание, но не отдавать себя целиком и полностью просмотру, безусловно, нужны. Питерское "мыло", снятое по простым и знакомым законам, с неизменными следователями, преступниками и верными друзьями, выступает своего рода "жвачкой" для мозга. И пока не сменится поколение, те, кто когда-то смотрел эти телесериалы, останутся их аудиторией и сейчас — пускай и в режиме онлайн.

Сюрприз из Болливуда

2021-й принёс кино-Петербургу экзотических гостей. В августе в городе стартовали съёмки индийской ленты под кодовым названием "Производство 70". Примечателен этот фильм и потому, что это первый зарубежный проект, который получит государственную субсидию для производства на территории России от Минэкономразвития и Российского экспортного центра по федеральной программе рибейтов.
За производство шпионского боевика отвечает студия Болливуда Yash Raj Films. Режиссёрское кресло занял Маниш Шарма, поставивший популярную "Свадебную церемонию". В главных ролях заняты Салман Кхан и Катрина Кайф. Оригинальное название картины студия на этапе производства не раскрывает. В съёмках участвуют около 50 каскадёров-дублёров, большая часть из которых — российские граждане. Всего для организации съёмок привлечено более 80 % российских специалистов от всего объёма съёмочной группы.
Релиз картины намечен на конец следующего года, в планах компании Yash Raj Films — широкий международный прокат.

До и после

Что же касается большого отечественного кино, то в Петербурге этим летом съёмки тоже не прекращались. И хотя многие фильмы специально переводятся в режим онлайн-премьеры и онлайн-показа, это нисколько не отменяет надежду на снятие ограничений в ближайшем будущем и на то, что даже при частичной заполняемости (а сейчас кинотеатры заполнены весьма скудно) мультиплексы как-то смогут выжить, а эра просмотра новинок вживую — вернётся.
Любопытно, что далеко не все кинопроекты, снимающиеся сейчас в Петербурге, были запущены до пандемии. Так, съёмки полнометражного фильма "Небо" (петербургская компания "Триикс Медиа") стартовали в 2020 году, съёмки ленты Бориса Хлебникова ("Аритмия") о рыбаках, работающих на траулере, — летом этого года (производством занимается петербургская компания "СТВ"). Единственный существенный минус, который пугает зрителя и толкает его в сети проверенных сериалов, загруженных на стриминговые сервисы, — это постоянный перенос дат премьер. Однако с этой сложностью пока что всем придётся смириться.
И пусть в нынешние нелёгкие для всех сфер культуры времена возможный перенос премьер останется самой большой проблемой, с которой сталкиваются производители кино и телесериалов.