В пятницу, 17 декабря, президент Фонда защиты национальных ценностей Максим Шугалей представил публике первый том своей книги "Утраченный Петербург". В фотоальбоме примеры заброшенных, разрушающихся или просто заколоченных домов в разных районах города. От Конюшенного ведомства и дачи Змигродского до сталинского ПТУ № 87 на пр. Римского–Корсакова.
Шугалей рассказал, что решился взяться за перо после того, как на год и восемь месяцев попал в плен в Ливии (куда ездил якобы как социолог) и, таким образом, почти 2 года не был в Петербурге. "Вернувшись из плена и пройдя по родному Петербургу, я не узнал его. Здесь не было войны, но как много оказалось безвозвратно утеряно за это время", — объяснил Шугалей в аннотации своей книги. Для него "пришло понимание, что эти годы разделили город на нынешний и утраченный, как ливийская судьба разделила мою жизнь на “до” и “после”". Можно заметить, что этот период примерно соответствует времени правления нынешнего губернатора Петербурга.
СМИ считают Максима Шугалея человеком, связанным с бизнесменом Евгением Пригожиным. На минувших выборах в ЗакС он был фронтменом партии "Родина", поддержку которой также приписывают Пригожину, но избраться не смог, хотя весь город был завешан рекламой фильма "Шугалей".
Автор рассказал, что выпустит и второй том, поскольку в первый вошло только 160 зданий, тогда как в городе "более 4 тыс. объектов находится в неудовлетворительном состоянии и стремительно разрушается", и "по прогнозам экспертов, не менее 2,1 тыс. зданий будет утрачено уже к 2030 году" (эксперты не называются). По словам автора, наличие таких угроз свидетельствует о том, что градозащитники не справляются (хотя признаётся их позитивная роль). Он призвал волонтёров и меценатов присоединиться к градозащитной работе через его фонд.
По данным системы "Контур.Фокус", фонд находится под санкциями США (причина в системе не уточняется). Шугалей сменил на посту его главы Александра Малькевича, ныне гендиректора городского АО "ГАТР", учредителя телеканала "Санкт–Петербург". На встрече присутствовали (и активно участвовали в ней) активисты молодёжного движения "Петербург — город перемен", также относительно недавно появившегося на градозащитном горизонте Петербурга (движение это СМИ тоже связывали с Евгением Пригожиным). Оно недавно отметилось похожим проектом — фотовыставкой "Руины Петербурга" (ранее проводило несколько другие акции, хоть тоже с урбанистическим уклоном, например по изготовлению скворечников).
Максим Шугалей
Градозащитники старой закалки смотрят на появление новых союзников скептически. "Мне кажется, что эта новая организация, “Город перемен”, абсолютно псевдоградозащитная структура, которая призвана оттянуть внимание от настоящих активистов и немножко размыть активистское поле", — считает член президиума ВООПИиК Анна Капитонова. Она не согласна с предложенным организацией лозунгом, что Петербург надо номинировать на премию как самый руинированный город.
"Признать Петербург городом руин нужно только застройщикам, чтобы более активно в нём работать и обосновать эти перемены", — говорит Капитонова.
"Они заявляют, что в центре города сотни разрушающихся домов. По сути это не так, сотен аварийных исторических домов в центре города нет", — рассказал ещё один собеседник "ДП", координатор "Живого города" Дмитрий Литвинов. По его мнению, дело не в том, что заброшенных домов в центре очень много и нет денег всех их отремонтировать или как–то иначе справиться с проблемой, а в том, что их как раз не очень много, просто с ними ничего не делают. "Бездействие городского правительства выражается именно в этом. А их выступления, на мой взгляд, скорее льют воду на мельницу крупных застройщиков, которые любят разглагольствовать, как центр разрушается и что нужно запустить девелоперов, которые наведут там порядок", — думает Литвинов.
Впрочем, так как проработка темы, по его мнению, неглубокая, СМИ пока неохотно подхватывают исходящую от новых активистов информацию. "Книга Шугалея ложится в эту канву. Что в городе всё разрушается, всё плохо. Я представляю себе, кто такой Шугалей. Меньше всего он у меня ассоциировался с градозащитой", — добавил Литвинов. Он предполагает, что это может быть попыткой атаки на Беглова.
Активист движения "Петербург — город перемен" Артемий Журавлёв сказал "ДП", что его организация как команда над книгой Шугалея не работала, но не исключено, что какие–то их материалы были использованы. Движение "всегда открыто к сотрудничеству" с другими градозащитниками. По его словам, "Город перемен" существует с 2018 года (хотя "продуктивно" темой наследия стал заниматься только в 2021–м) и "никак не связан с политической повесткой".
Не все эксперты, однако, разделяют подозрения градозащитников, что задача их конкурентов — подыграть застройщикам. Некоторые считают, что это — очередная попытка структур, связанных с Евгением Пригожиным, получить политическое влияние (после неудачной кампании в ЗакС и относительно удачного медийного проекта). Эксплуатация модной градозащитной темы даст в том числе возможность влиять на Смольный, с которым отношения у людей, близких к бизнесмену, как считается, натянутые.