Власти Ленобласти сыграли на опережение в энергетической баталии на 17 млрд

Автор фото: Михаил Тихонов
Автор фото: Михаил Тихонов

Проиграв апелляцию в споре с Комфином Ленобласти на 17,4 млрд рублей, "Ленэнерго" тем не менее сохраняет шансы на победу. Осознавая это, региональные власти сыграли на опережение.

Комитет финансов Ленобласти оспорил в кассации решение, вынесенное в его же пользу. Рассмотрение назначено на 21 декабря. В октябре 13–й Арбитражный апелляционный суд отказался удовлетворять жалобу ПАО "Россети Ленэнерго" на решение суда первой инстанции, оставив его в силе. Энергокомпания требовала с Комфина погашения убытков на 17,4 млрд рублей. Эти средства, по подсчётам энергетиков, компания недополучила за 2011–2012 годы, после перехода на новую систему тарифообразования — по методу доходности инвестированного капитала.
Суть метода в том, что для сетевых компаний устанавливается необходимый размер валовой выручки (НВВ), в которую включаются все расходы поставщика на передачу электроэнергии, затраты на ремонт и реконструкцию сетей, а также включена определённая норма доходности на вложенный капитал. Переход на новую методику подсчёта неизбежно привёл бы к резкому росту тарифов для потребителей. Поэтому законодатели предусмотрели возможность так называемого сглаживания — на первые год–два после установления перехода на новую методику для расчёта тарифа учитывалась не вся согласованная НВВ, а её часть. Оставшийся долг должен быть учтён в тарифах на последующие годы в течение периода регулирования. Однако к окончанию этого периода — 2017 году — долг перед "Ленэнерго", как уверяет компания, погашен не был.
Тогда она обратилась в суд. Компании удалось обжаловать приказ комитета по тарифам Ленобласти об установлении НВВ на 2017 год, в котором не было учтено сглаживание. Однако тогда, по сути, этой локальной победой дело и ограничилось. На момент решения суда на календаре уже был 2018 год, изменить задним числом тарифы на 2017 год Ленобласть не могла.
Вернуться к тому спору компания решила в феврале 2021 года, обратившись с иском о взыскании убытков на 17,4 млрд рублей. В первой инстанции компания проиграла, а вот второй суд, формально отказав в удовлетворении жалобы, указал на возможность продолжения спора. И, похоже, тот факт, что у "Ленэнерго" появился шанс на победу в долгом споре, обеспокоил ответчика — комитет финансов Ленобласти, который подал кассацию.
"По результатам рассмотрения дела в арбитражном суде комитет финансов Ленинградской области получил положительные решения. Однако были обнаружены неточности в мотивировочной части, которые комитет хотел бы устранить", — сообщили "ДП" в Комфине.
Как следует из мотивировочной части решения арбитражного суда, период тарифного регулирования по методу доходности инвестированного капитала для "Ленэнерго" не закончился в 2017 году, он дважды продлевался и завершился в 2020–м. Таким образом, компания должна была получить возврат сглаживания именно в 2020 году. Но, похоже, этого не произошло. Тогда "Ленэнерго" обратилось в Леноблсуд, который летом этого года признал недействительным приказ комитета по тарифам Ленобласти, установившего линейку тарифов на 2020 год. В октябре этого года данное решение устояло в апелляции.
Но вступило в силу оно уже после того, как арбитражный суд рассмотрел апелляционную жалобу о взыскании убытков. Впрочем, он указал, что "в случае признания недействующим нормативного правового акта об установлении необходимой валовой выручки ПАО “Россети Ленэнерго” на 2020 год комитет по тарифам… должен в 30–дневный срок принять нормативный правовой акт, заменяющий отменённый".
В противном случае "Ленэнерго" не лишено возможности воспользоваться способами защиты нарушенного права, в том числе обратиться с требованием о возмещении убытков, говорится в мотивировочной части.
"Апелляция отказала в жалобе “Россети Ленэнерго”, однако мотивировочная часть постановления компанию удовлетворила, — сообщили в “Ленэнерго”. — Компания может повторно обратиться с иском о взыскании с бюджета после завершения споров о тарифах. Вопрос о кассационном обжаловании окончательно не решён, срок для обжалования не истёк".
Юрист Мария Васильева считает, что решение по спору на 17,4 млрд рублей, скорее всего, устоит в кассации.
"Кассация, как правило, просто проверяет правильность вынесения решения судами нижестоящих инстанций с учётом имеющихся в деле доказательств", — отмечает она.
"Ленэнерго" же в случае продолжения спора придётся подавать новый иск, прилагая к нему решение суда общей юрисдикции, признавшего недействительным приказ об установлении тарифов на передачу электроэнергии на 2020 год, и доказательства наличия убытков.
"Нужно рассчитать фактические убытки, которые представляют собой разницу между стоимостью услуг, фактически оказанных по “законному” тарифу, и стоимостью оказанных услуг по “заниженному”, с учётом объёма услуг, оказанного по неправильно установленному тарифу. Из решения суда первой инстанции следует, что энергокомпания устранилась от доказывания этого обстоятельства", — говорит Васильева.
Необходимость подачи нового иска связана с тем, что Ленобласть при всём желании не сможет изменить данный приказ, поскольку 2020 год давно закончился.
"В случае гипотетической победы “Ленэнерго” убытки компании будут компенсированы за счёт бюджета Ленобласти, а не потребителей. Однако сумма взыскания будет, скорее всего, существенной, поэтому хочется верить, что стороны смогут найти способ договориться", — добавляет она.