Петербуржцы поехали покупать новые авто в соседние регионы

Автомобиль Вольво ХС 60.
Автор фото: Ермохин Сергей
Автомобиль Вольво ХС 60.
Автор фото: Ермохин Сергей

Петербуржцы поехали за новыми автомобилями в другие регионы, где есть в наличии нужная комплектация. В основном это города Северо–Запада — Псков, Великий новгород, Вологда и даже Мурманск.

В 2021 году заметно выросло число петербуржцев, которые поехали покупать новые автомобили в другие города. Причина — дефицит предложения в Санкт–Петербурге. Особенно этот тренд стал заметен в августе–сентябре: количество таких сделок увеличилось втрое, подсчитали в автомобильной группе "Прагматика".
В августе–сентябре чаще всего новые легковые автомобили искали в Пскове и Великом Новгороде. Стало расти число "петербургских" сделок в других городах Северо–Запада и в Центральной России, отмечают в компании.
"Жители Санкт–Петербурга готовы приобретать в других городах модели и комплектации, которые есть в наличии", — говорит директор по развитию ГК "Прагматика" Александр Шапринский.

Погоня на миллион

Чаще всего в других регионах страны петербуржцы ищут машины стоимостью чуть более 1 млн рублей, добавляет он. Часто покупают модель Lada Vesta, включая её топовые комплектации. При этом, по оценке автодилера, средняя сумма автокредита с прошлой осени выросла на 45%, до 830 тыс. рублей. Доля кредита "внутри" стоимости автомобиля не изменилась и составляет 68%, практически как и год назад.
По мнению Шапринского, в этой ситуации в более выгодном положении окажутся игроки рынка, которые управляют автосалонами в нескольких городах и имеют продуманную логистику, чтобы перемещать машины между городами. Например, располагают единым на федеральный округ складом.
Миграцию клиентов между регионами заметили и в автохолдинге РРТ. Количество сделок по покупке новых автомобилей, которые "утекли" из Санкт–Петербурга в другие регионы, составляет 10–15%, говорит Сергей Новосельский, директор по маркетингу и цифровым продуктам инвестиционной компании "Икс 2" (владеет автохолдингом РРТ). Он, правда, приводит и обратный пример: когда за машиной в Северную столицу приезжали клиенты из Новосибирска или Калининграда.
В целом, по оценке эксперта, в процентах покупки автомобиля в другом городе сегодня не сильно отличаются от допандемийного периода. В условиях дефицита "выбор по–прежнему могут обеспечить крупные сети, имеющие возможность находить наиболее востребованные модели и комплектации", отмечает Сергей Новосельский.
По данным группы РРТ, соотношение кредитных сделок и покупок за наличные изменилось. Если в 2020 году средняя сумма кредита в автоцентрах РРТ составляла 793 тыс. рублей (63% от стоимости автомобиля), то в 2021–м — уже 923 тыс. (72% от стоимости).
Проблема дефицита новых автомобилей характерна и для Санкт–Петербурга, и для соседних регионов, отмечают в холдинге "Рольф". Там добавляют, что потенциальные покупатели новых автомобилей всё чаще пересаживаются на машины с пробегом. При этом за подержанными машинами обычно ездили из регионов в Санкт–Петербург: выбор здесь больше, а цены в целом доступнее.

Предложение сокращается

В январе–сентябре в России всё же произошёл рост продаж новых легковых автомобилей — на 15,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако, если говорить только о сентябре, внутренний рынок значительно сократился — на 22,6% (в стране было продано 119 485 новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей), подсчитал комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).
В числе основных причин этого эксперты называют дефицит автомобилей на рынке, связанный с сокращением производства и глобальной (не только в России) нехваткой полупроводников. Ещё одна причина — энергетический кризис в Китае и Великобритании, а также рост стоимости сырья. Всё это будет поддерживать негативный тренд в ближайшие несколько месяцев, прогнозирует председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель.
Региональные игроки подтверждают это. В сентябре индекс контрактования новых автомобилей в дилерских центрах Санкт–Петербурга сократился на 12% по сравнению с августом, подсчитали в ассоциации "Автомобильные дилеры России" и в группе компаний "Прагматика". Этот показатель рассчитывают на основе заключённых и расторгнутых контрактов на покупку новых автомобилей в автосалонах.
Больше всего сократились доли массовых брендов: Lada, Renault и Kia. По оценке топ–менеджеров "Прагматики", в октябре машины начали поступать дилерам в большем количестве, чем в августе или в сентябре, но весьма неравномерно по модельному ряду внутри брендов. Скорее всего, до конца года рынок уже не достигнет объёмов весеннего периода, полагают в компании.

Двойная инфляция

В 2021 году виден скачок спроса на новые легковые автомобили, но по сравнению с 2019–м больших различий нет, подчёркивает доцент кафедры государственного и муниципального управления СЗИУ РАНХиГС Дарья Щербакова. Автомобили стареют, их надо обновлять, это естественный процесс, добавляет она.
Во время предыдущего экономического спада в 2014 году произошло двукратное падение цен на нефть, доллар подскочил с 33,5 до 55,5 рубля, инфляция достигала 11,4%. Тогда на российский авторынок хлынули покупатели из СНГ, чьи валюты не так обесценились, а стоимость автомобилей в России для них стала крайне выгодной.
"Сейчас же мы видим неудовлетворённый внутренний спрос, который порождает рост цен у автодилеров. Плюс подорожание автозапчастей вследствие их дефицита вызывает рост цены у автопроизводителей. Это двойная инфляция — спроса и издержек", — говорит Дарья Щербакова. Она предполагает, что до конца текущего года цены однозначно продолжат рост.