Мастера закупочной отрасли. Что обсудят на Контрактном форуме?

Автор фото: Сергей Коньков

В конце этой недели, 21 и 22 октября, в конгресс-холле гостиницы "Пулковская Park Inn" пройдёт V Санкт-Петербургский международный форум контрактных отношений. Организаторы пригласили в этом году принять участие в мероприятии не только представителей сферы из России, но и специалистов из других стран, в том числе Китая и Швеции.

Накануне форума "ДП" задал вопросы экспертам, которые сегодня активно могут влиять на положение дел в этой сфере.

Александр Жемякин , председатель комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга

Как бы вы коротко обозначили цели Контрактного форума — 2021?
– Цель Контрактного форума — выработка общих взглядов на не до конца, возможно, отрегулированные законодательством вопросы. Когда на одной площадке собираются профессионалы в области государственных закупок — регуляторы, закупщики и контролёры, — можно обсудить многое. В том числе критерии отбора при закупках, необходимый уровень расширенного банковского сопровождения, формы банковских гарантий, правоприменительную практику и многое-многое другое, включая межрегиональные совместные закупки.
Какие ключевые проблемы вы видите в системе закупок сегодня? И как эти проблемы можно преодолеть?
— Ключевой проблемой государственных закупок является сверхдинамичное законодательство. Зачастую принятие некоторых подзаконных актов тормозит всю систему государственных закупок. Это, например, памятный всем финансовый контроль в 2017 году, парализовавший на полгода всю страну; постановление правительства РФ №620 о проведении отдельных закупок медицинских изделий по каждому виду номенклатуры Минздрава, в разы увеличившее количество процедур и, следовательно, нагрузку на сотрудников контрактных служб; постановление правительства РФ №878, подготовленное Минпромторгом, внезапно расширившее перечень иностранной продукции, запрещённой к закупкам. Да и наше законодательство, к сожалению, не всегда учитывает отраслевую специфику.
А преодолеть возникающие проблемы можно довольно просто, мы говорим об этом уже давно — надо создать Закупочный кодекс, в нём предусмотреть отдельные главы. Например, строительство, здравоохранение, образование, нацрежимы и прочее — и руководствоваться только им, исключив подзаконные акты.
Существует мнение, что сегодня, для того чтобы быть успешным, бизнес обязательно должен работать с госзаказом. Насколько это мнение вы считаете обоснованным?
— В настоящее время в экономической науке говорят о смене инвестиционной модели в экономике. В условиях политики низких (или даже отрицательных) процентных ставок на капитал крупнейшим долгосрочным инвестором во всём мире становится государство, которое осуществляет свои вложения как раз через институт государственных закупок.
Поэтому мне представляется крайне важным для предпринимателей участвовать в тендерах. При этом не обязательно в качестве генподрядчика. Можно начать с малого — попробовать, так сказать, закупки на вкус и поработать в качестве субподрядчика.
Это огромный рынок с понятными условиями игры: стабильностью оплаты, приёмки, нормативной защищённостью. Более того, он с каждым годом становится всё дружелюбнее: с нового года, например, вводится универсальная предквалификация, а введение казначейского сопровождения контрактов лишает возможности иногда встречающееся желание генподрядчика не платить субподрядчикам.
Подводя итог — думаю, что работать в сфере госзаказа, безусловно, интересно и перспективно.

Владимир Лишенков, генеральный директор "РТС-тендер"

Как бы вы коротко обозначили цели Контрактного форума — 2021?
— Основная цель — это восполнение недостатка информации по крупным законодательным изменениям следующего года. В течение этого года периодически проводились мероприятия для обсуждения второго оптимизационного пакета поправок к 44-ФЗ, но спрос на дискуссию сохраняется очень высоким. Поэтому на форум собираются наиболее авторитетные мастера закупочной отрасли, чтобы согласовать все мнения накануне больших перемен.
Для нашей масштабной отрасли двух дней, конечно же, мало. Но в программу включена наиболее острая и актуальная повестка: госзакупки, закупки госкомпаний, имущественные торги, применение нацрежима, квотирование закупок, закупки строительных работ, особенности закупок в сфере здравоохранения и многое другое.
Какие ключевые проблемы вы видите в системе закупок сегодня? И как эти проблемы можно было бы преодолеть?
— Я бы выделил две основные проблемы. Первая — информационная. Госзаказ регулируется большим количеством нормативных актов: помимо 44-го и 223-го федеральных законов есть постановления и распоряжения правительства, письма профильных министерств и другие документы. Даже квалифицированным специалистам нелегко разобраться в таком многообразии документов. 82 закона о внесении изменений в 44-ФЗ, а всего за последние 7 лет — более 200 нормативных актов, которые активно изменяются, дополняются. Отсутствует единая практика толкования норм закона контролирующими органами и судами по идентичным вопросам.
Решение этой задачи я вижу в том, чтобы регулятору и площадкам вести активную совместную информационную кампанию для всех сторон закупок, максимально автоматизировать закупочные процессы, чтобы избежать влияния человеческого фактора.
Вторая проблема лежит в экономической плоскости. По итогам мониторинга Минфина за 2020 год по 44-ФЗ ведомство заявляет отличный тренд на рост числа поданных заявок на 1 лот — 3,39 заявки. Однако наряду с этим существует менее радужная статистика по доле несостоявшихся закупок, она растёт по рынку. Мы делали аналитику с января по июль 2018-2021 года: за 4 года она выросла с 9 до 19%. Напомню, что закупка является несостоявшейся, если на неё была подана одна или ни одной заявки. То есть конкуренция не случилась.
Основной причиной здесь видится инфляция, рост цен, в особенности на импортные товары и комплектующие. Сейчас Минпромторг по своему направлению работает над стратегией импортозамещения в том числе и в закупках, но это не быстрый процесс.
Насколько сегодня у бизнеса и предпринимательства высок интерес к закупкам — в том числе у представителей малого и среднего бизнеса? И что влияет на этот интерес?
— Субъекты МСП составляют более 80% участников госзакупок, для них сотрудничество с государством открывает огромные возможности: надёжный партнёр, регламентированы сроки оплаты, возможность выйти за пределы своего "материнского" региона — рынком сбыта может стать вся страна.
Однако, как я уже сказал, главный системный недостаток — это принцип наименьшей цены, на котором базируются госзакупки. По итогам упомянутого ранее мониторинга Минфина свыше 90% закупок по 44-ФЗ проводятся в виде электронного аукциона, то есть "чья цена ниже, тот и победил". И тут встаёт вопрос маржинальности участия для предпринимателей, особенно начинающих, тех, у кого совсем небольшой бизнес. Этот вопрос не всегда решается в пользу госзакупок, к сожалению. Особенно в отношении долгосрочных контрактов.
Существует мнение, что сегодня, для того чтобы быть успешным, бизнес обязательно должен работать с госзаказом. Насколько это мнение вы считаете обоснованным?
— Мы, как площадка, за 11 лет работы (а в октябре мы отпраздновали свой день рождения) видели немало примеров, как предприниматели буквально росли у нас на глазах. Особенно те, кто решался на "дорогие" контракты и усердно исполнял их. В начале этого года мы проводили кейс-чемпионат для поставщиков нашей площадки с целью, чтобы они поделились своими историями успеха, потом делали интервью с победителями.
И история у большинства из них повторяется: начал участвовать в госзакупках, сначала не получалось, потом выигрывал хороший контракт, исполнял, зарабатывал денег, становился смелее, шёл в города-миллионники — и вот через пару лет у людей федеральный бизнес, ключевые заказчики буквально знают их "в лицо" и хотят с ними работать. То есть если говорить языком логики, то успех — это не всегда госзаказ, но госзаказ — это почти всегда успех.

Андрей Степаненко , генеральный директор Российского аукционного дома

Как бы вы коротко обозначили цели Контрактного форума — 2021?
— Цель форума — открытый диалог власти и бизнеса в остром вопросе государственных закупок. Важно отметить, что Санкт-Петербург всегда выступал качественной платформой для налаживания такого диалога. Благодаря профессионализму и открытой позиции председателя комитета по госзаказу Санкт-Петербурга Александра Жемякина и курирующего этот блок вице-губернатора Эдуарда Батанова в ходе дискуссий на Контрактном форуме рождаются не только вопросы, но и ответы на главные вопросы закупочной отрасли.
Какие ключевые проблемы вы видите в системе закупок сегодня? И как эти проблемы можно было бы преодолеть?
— Сегодня электронные торговые площадки (ЭТП), отобранные правительством РФ для проведения госзакупок, представляют собой универсальные высокотехнологичные платформы. В том числе функционал ЭТП включает в себя набор инструментов для продажи имущества по разным направлениям. И, на мой взгляд, наряду с закупочными показателями сегодня при оценке эффективности работы площадки необходимо учитывать критерий продаж.
Кроме того, на мой взгляд, необходимо исключить из постановления правительства РФ №656 требование к операторам ЭТП о достижении минимальной доли закупок госкомпаний у МСП в размере 5% от совокупного объёма таких закупок, размещённых в ЕИС. На мой взгляд, этот искусственный барьер сегодня порождает недобросовестную конкуренцию и вредит развитию рынка государственных и корпоративных закупок.
Насколько сегодня у бизнеса и предпринимательства высок интерес к закупкам — в том числе у представителей малого и среднего бизнеса? И что влияет на этот интерес?
— В апреле прошлого года Государственная дума РФ приняла пакет антикризисных поправок, призванных помочь малому и среднему бизнесу влиться в участие в госзаказе. Например, появилась возможность заключать договоры с единственным поставщиком не на 300 тыс. рублей, а на 600 тыс. Для аукционов, где на подачу заявок отводится всего неделя, ценовой порог увеличен с 3 млн до 300 млн рублей. Сейчас можно сказать, что и в 44-ФЗ, и в 223-ФЗ с регуляторной точки зрения принято множество эффективных мер по стимулированию участия предприятий МСП в торгах. Бизнес, в свою очередь, активно откликается на принятые меры.
Существует мнение, что сегодня, для того чтобы быть успешным, бизнес обязательно должен работать с госзаказом. Насколько это мнение вы считаете обоснованным?
— Безусловно, исполнение государственного заказа придаёт бизнесу устойчивости, что особенно актуально сегодня, в период пандемии и действующих антиковидных ограничений. Однако работа с госзаказом налагает на компанию-подрядчика ряд серьёзных обязательств и несёт с собой специфический набор рисков. Поэтому моя позиция основывается на том, что компания должна дозреть для участия в госзакупках и принятия на себя ответственности за исполнение государственного заказа.