Избыточный ликвид: перевозчикам придётся пристраивать новые автобусы

Автор фото: Пётр Ковалёв

Перевозчики закупили более 500 автобусов к транспортной реформе, которая перенеслась на 2022 год. Техника к этому моменту устареет, но компании не грустят.

Изначально планировалось, что реформа стартует 15 июля 2020 года. По планам чиновников в этот день на дороги Петербурга должны были выйти порядка 2700 новых автобусов, 1800 из которых — большой вместимости, остальные — средней и малой. Основное требование к подвижному составу — он должен быть выпущен не позже 1 января 2018 года.
Когда стало понятно, что производители не успеют поставить необходимое количество автобусов, было решено разделить лоты на те, где сразу будет работать только новая техника, и те, где допустима отсрочка на год. Касалось это автобусов большой вместимости, малый и средний класс должен был быть сразу новым.
По данным "ДП", к реформе 2020 года было закуплено порядка 520 различных автобусов: среднего класса — около 410 штук, большого — порядка 90, остальные — малого. В передовиках оказалось АО "Третий парк", которое приобрело почти 250 машин, 239 из них — ПАЗы Vector Next (средний класс). Второй крупный петербургский перевозчик, холдинг "Питеравто", купил 68 автобусов: 13 таких же Vector Next, 10 МАЗов (средний класс) и 45 ЛиАЗов (большой класс).
Пазики Vector Next тогда купили многие перевозчики. Например, "Пальмира" — 41 штуку (всего к реформе 2020 года компания приобрела 62 автобуса), ПТК — 35 штук, "Шпунт Северо–Запад" — 60 штук, "Такси" — 12 штук.

Жалоб не поступало

Вместе с переносом транспортной реформы на июль 2022 года изменились и требования к подвижному составу: теперь он должен быть не старше 2021 года и только на газу (за исключением нескольких единиц малого класса). Ранее закупленная техника не подходит ни по каким критериям, однако перевозчики больших проблем в этом не видят.
"Требования к подвижному составу были изменены в первую очередь в части используемого топлива. Они связаны с улучшением экологии города, а также с возможностью снизить издержки за счёт разности в стоимости дизельного топлива и природного газа. Со второй половины 2020 года для всех участников рынка городских пассажирских перевозок введено единое требование — закупка подвижного состава только на экологически чистых видах топлива (электротранспорт, газомоторный), — объяснили в комитете по транспорту смену требований к подвижному составу. — Жалоб от коммерческих перевозчиков к нам не поступало. Мы не объявляли конкурсы в 2020 году, поэтому обновление подвижного состава было инициативой самих перевозчиков".
Больше всех могут быть озадачены "Третий парк" и "Питеравто", которые в транспортную реформу 2022 года вошли, получив контракты, и теперь активно закупают подходящую технику. Но всё же серьёзных причин для переживаний нет.

В области пригодится

"У “Питеравто”, на мой взгляд, проблем будет меньше всего, потому что компания крупная, с кучей филиалов. Уверен, что ЛиАЗы, которые они закупали, отправятся на маршруты Ленобласти. Свои московские микроавтобусы Ford они вполне успешно там реализуют, а комитет по транспорту этого региона спокойно меняет размер подвижного состава в реестре маршрутов.
Не удивлюсь, если та же самая история будет и с ЛиАЗами, маршрутов у “Питеравто” в Ленобласти много. Если не Ленобласть, то у них полно других вариантов", — говорит аналитик общественного движения "Транспорт и горожане" Владислав Булгаков.
По данным "ДП", свои автобусы, не задействованные в реформе, "Питеравто" отправит работать именно в Ленобласть, простаивать они не будут.
"Третий парк" сможет без проблем продать и дизельные ЛиАЗы, и пазики Vector Next. Последние вполне ликвидны: "свежие", с кондиционерами плюс востребованы по всей стране. К тому же далеко не все регионы предъявляют жёсткие требования к возрасту подвижного состава. Пока же эта техника у "Третьего парка" на линии.
Остальные средние и мелкие перевозчики, по словам собеседников "ДП", смогут продать свои автобусы (после того как истекут действующие контракты) либо пристроить на маршруты в других регионах, если таковые есть. Например, в "Пальмире" "ДП" сообщили, что "вся освободившаяся техника в апреле–июле 2022 года с городской маршрутной сети планируется на замену амортизированных автобусов на заказных перевозках и частично на маршрутах Ленинградской области".

Будь готов!

"С одной стороны, перевозчики покупали технику под гарантии, но с другой — у всех есть возможности её реализовать, серьёзных проблем быть не должно. Все перевозчики понимали, на что шли, пути отхода прорабатывали. В чём–то проиграют, но не сильно", — считает Булгаков.
Несколько перевозчиков подтвердили "ДП", что действительно были готовы к такому сценарию.
"Мы учитывали такой расклад. Будем продавать, тем более в регионах не хватает техники, а с учётом закупок Петербурга и Москвы заводы не справляются", — говорит представитель одной из транспортных компаний.
Некоторые собеседники "ДП" на рынке рассуждают, что Смольный мог бы и не менять требования к подвижному составу после переноса реформы на 2022 год. К этому моменту технике было бы от 3 до 5 лет, то есть она почти полностью самортизировалась бы.
"Вероятно, Комтранс смело пошёл на изменение требований к подвижному составу, поскольку преимущественно были закуплены пазики, а их перепродать нетрудно. Создавать какие–то специальные лоты под другую уже закупленную технику, ЛиАЗы “Питеравто”, например, просто смешно и странно. Сыграла, конечно, немалую роль и история со сжиженным газом и “Новатэком”", — говорит Булгаков. Считается, что эта компания лоббировала перевод транспорта на газовое топливо.
Перевозчики закупали подвижной состав, очевидно, не только в рамках подготовки к транспортной реформе. Помните, как происходил процесс? Там толком и понять–то сложно было, какие именно требования в итоге станут актуальными… А эксплуатирующей организации необходимо свою деятельность осуществлять постоянно. И обновление подвижного состава необходимо производить не только по указке городской администрации. Технику эту продадут или направят на работу в другой регион. Это практика довольно понятная. Другое дело, что если бы можно было обойтись без этого, это было бы лучше.
Денис Корчагин
президент союза производителей транспортного оборудования
Поведение Комтранса стоит расценивать с учётом того, насколько обязывающими были документы о проведении реформы в 2020 году. Или это были нормативные акты, позднее отложенные (и тогда перевозчики могут требовать возмещения убытков), или просто обещания руководителей (тогда ничего не потребуешь). В любом случае нельзя менять условия по возрасту техники — иначе возникает впечатление, что Комтранс играет на руку одним перевозчикам и ставит подножку другим (закупившим технику).
Кирилл Янков
председатель Союза пассажиров России