Именное: Москва и Петербург как бренд

Автор фото: Тихонов Михаил
"Шаверма" или "шаурма", "поребрик" или "бордюр" — о противостоянии "петербургского" и "московского" вариантов живого великорусского языка знают все. Интереснее другое — где и как название нынешней столицы Российской Федерации живёт на улицах бывшей столицы Российской империи. И наоборот — где в Москве можно встретить Петербург.
"Москвы-как-бренда" на улицах Петербурга не очень много, однако каждое появление названия столицы на вывеске или в витрине заслуживает внимания — зачем и почему? И в ответе на этот вопрос будет больше истории и политики, чем бизнеса.
Например, нейминг ресторана "Москва" с панорамной террасой на площадь Восстания вполне объясним близостью Московского вокзала (чем-то другим объяснить название трудно — что-то "специфически московское" ни в дизайне зала, ни в меню ресторана найти невозможно). То же самое можно сказать и о гостинице "Москва" — с гораздо большим основанием эта гостиница на площади Александра Невского, у моста Александра Невского, рядом с Александро-Невской Лаврой и с видом на Неву могла бы называться "Невская", но… как назвали, так назвали. Интересно, что название гостиницы "Ленинградской" в Москве, сталинской высотки на Комсомольской площади, гораздо более логично — отель находится рядом с Ленинградским (не Петербургским!) вокзалом. (Правда, официальное название этой в столице может служить примером парадоксального нейминга — Hilton Moscow Leningradskaya Hotel).
В Петербурге есть и клуб "Москва" — в районе метро "Звёздная". Почему "Москва"? Московское шоссе, Московский район, и плюс к этому названия других ресторанов сети, в которую входит клуб "Москва", — "Гагарин", "Папанин" — отсылают к советскому бэкграунду.
Интересно, что обращение к TripAdvisor с запросом "“санкт-петербург” ресторан в москве" выдаёт ссылку на пивную SПБ (объяснимо) и ресторан "Ленинград", который находится… правильно, в гостинице "Ленинградская" (той самой, которая Хилтон-Москоу). Видимо, слово "Санкт-Петербург" не помогает продажам мест времяпровождения в столице.
Московский проспект — особая история. Он был Обуховским, Царскосельским, Забалканским, Международным, имени Сталина, а свое нынешнее название получил только в 1956 году. Примечательно, что "Московский" проспект никогда не назывался "Пулковским" — хотя идёт вдоль знаменитого меридиана, представляя собой практически прямую линию, визуально соединяющую шпиль Петропавловской крепости и ротонду главного здания Пулковской обсерватории. Название "Пулковский" было бы для него вполне логичным с точки зрения локального брендинга, но те, кто переименовывал магистраль 65 лет назад, руководствовались другой логикой, политической.
Имя Сталина могло быть заменено чем-то очень грандиозным, например, названием столицы СССР. Зато потом на Московском проспекте появилось метро "Московские ворота" (ну, допустим, рядом со знаменитой аркой), но метро "Московская"! Почему не "Пулковская", почему не "Аэропорт"? В принципе, понятно, почему — в СССР Ленинград был "великим городом с областной судьбой", а сейчас попытка заменить имя главного города страны на локальный бренд, пусть трижды культовый — дело ещё менее возможное. Но примечательно, что на Московском проспекте мы не встретим ни баров, ни ресторанов, которые хоть как-то связывались бы со столицей. Единственное, что не позволяет забыть о единстве судьбы двух городов — это сталинский большой стиль (или архитектурные излишества) который можно считать визитной карточкой Московского проспекта.
В общем, в том, что касается взаимовыгодного обмена именами, нынешний Петербург оказывается в положении младшего партнёра столицы, нравится нам это или нет. "Ленинград" ещё продолжает жить в подсознании москвичей, а в "Петербурге" столичные жители не видят ничего особенного — что стоило бы везти в столицу и писать на стене.
P.S. Но есть одна чудесная московская вещь, которая безоговорочно заслуживает переноса на невские берега. Это легендарный коктейль "Огни Москвы" — 50 граммов коньяка и 150 — "советского шампанского". Попробуйте — и вам станет ясно, почему Москва кружит голову людям, а вот Санкт-Петербург — пока нет. И коктейль "Северная столица" ещё предстоит придумать.