Розничная торговля в Петербурге переросла допандемийный уровень

Автор фото: Сергей Ермохин

Оборот розничной торговли в Петербурге за период с января по июль 2021 года уже превысил допандемийный уровень.

По данным Петростата, общий оборот розничной торговли в январе-июле 2021 года составил 1015,6 млрд рублей, что на 17,4% больше, чем за соответствующий период прошлого года. При этом в допандемийный период, в январе–июле 2019 года, оборот розничной торговли составлял 826,9 млрд рублей, то есть был на 22,8% меньше.
В основном оборот увеличивается благодаря росту продаж непродовольственных товаров. За первое полугодие 2021 года этот показатель вырос на 30,6%, до 568,3 млрд рублей.
Партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская подтверждает, что прирост оборота розничной торговли был обеспечен именно непродовольственными товарами. "Это связано с ростом розничных цен, увеличением продаж через онлайн–канал, увеличением реальных располагаемых доходов в январе–июле 2021 года, а также эффектом низкой базы, поскольку в январе–июле 2020 года продажи непродовольственных товаров упали на 11,1%", — считает Синявская.
Продажи продовольствия выросли лишь на 0,8%. Оборот розничной торговли продуктами, включая напитки и табачные изделия, по данным Петростата, за первое полугодие 2021 года составил 297,4 млрд рублей.
В стоимостном выражении розничная торговля полностью восстановилась от последствий коронакризиса. В январе–июле 2020 года оборот снизился на 7,7%.
Однако вместе с оборотом вырос и индекс потребительских цен. "В январе–июле 2021 года он составил 105,8% к аналогичному периоду 2020 года. Соответственно, реальные темпы прироста розничной торговли были ниже, но рост всё равно значительный", — говорит Анна Синявская.
Для полного понимания динамики потребительского рынка стоит учитывать снижение покупательной способности населения вследствие падения доходов в 2020 году. Руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев отмечает, что лучше всего сейчас себя чувствуют следующие сегменты: торговля продуктами питания и бытовой химией, медицинскими товарами и лекарствами, алкоголем, товарами повседневного спроса (косметикой, одеждой и обувью), строительными и отделочными материалами, товарами для дачи и дома, крупной и мелкой бытовой техникой.
Просели сектора торговли ювелирными изделиями, аксессуарами, меховыми изделиями, товарами для спорта и отдыха, автомобилями и премиальной продукцией почти во всех категориях.
"Это означает, что потребитель с 2020 года уходит в более дешёвый ценовой сегмент и концентрируется на повседневных потребностях, начиная экономить на отдыхе, увлечениях, покупках дорогостоящей продукции", — считает эксперт. Общепит тоже почти вернулся к допандемийным показателям. В январе–июле 2021 года оборот сферы общественного питания в Петербурге составил 50,6 млрд рублей, что на 34,3% больше, чем в этот же период годом ранее. Отметим, что в январе–июле 2019 года оборот общепита составлял те же 50,7 млрд рублей.
Артём Деев отмечает, что возврат к допандемийным показателям может быть связан с ростом среднего чека в заведениях. Он увеличился в среднем на 10–20% в зависимости от категории заведения. Это является отражением роста цен на продукты питания и общего увеличения затрат бизнеса. "Кроме того, на показателях этого года отразилась низкая база 2020 года, когда падение было максимальным", — говорит Деев.
Анна Синявская считает, что пока общепит ещё не вернулся к показателям 2019 года из–за роста цен и инфляции. В целом данному сегменту меньше повезло, поскольку его коснулись все ограничения 2021 года, связанные с коронавирусом и обязательной вакцинацией сотрудников.