Иван Ершов Все статьи автора
19 июля 2021, 07:16 8596

Не скоро в школу: Петербургу резко не хватает социальной инфраструктуры

Сокращение дефицита соцобъектов продолжает оставаться одной из ключевых задач Смольного. Их строят за счёт бюджета, требуют с застройщиков, а недавно заявили о концессионном проекте.

"Мы поставили задачу, чтобы в первых классах школ было не больше 25 человек", — заявлял губернатор Александр Беглов в конце 2019 года, через несколько месяцев после выборов, посещая школу № 450 в Зеленогорске.

Классные подряды: школам ищут строителей

Классные подряды: школам ищут строителей

420
Иван Ершов

Эти его слова были встречены родителями школьников со скепсисом: сейчас в первые классы набирают от 30 детей, причём 30 учеников — это удачный, но достаточно редкий случай. Во многих районах дефицит образовательных учреждений так велик, что устроить ребенка в школу в общем порядке рядом с домом не представляется возможным.

На тот момент строительство школ и садиков уже во многом переложили на плечи застройщиков, реализующих жилые проекты, а про бюджетную Адресную инвестиционную программу вспоминали в основном в негативном ключе, обсуждая очередное расторжение контракта или срыв сроков. Несмотря на определённые позитивные изменения последних полутора лет, разговоры о 25 учениках в младших классах до сих пор выглядят оторванными от реальности.

Весной этого года Смольный сообщил, что текущий дефицит социальной инфраструктуры составляет 84 детских сада, 50 школ и 25 объектов здравоохранения. В общей сложности — 159 адресов на 112,9 млрд рублей. Из них обязательствами инвесторов и бюджета пока закрыты лишь 115 на 86,3 млрд рублей. Ещё для 44 требуется финансирование в размере 26,6 млрд рублей.

Сделай сам!

В 2021 году в Петербурге планируется построить 55 соцобъектов. Из них по Адресной инвестиционной программе (АИП) 30: 6 детских садов, 7 школ, 1 объект культуры, 9 — здравоохранения, 2 — коммунального хозяйства, 1 молодёжный центр и пр.

В 2021 году на АИП заложено 82 млрд рублей в городском бюджете, ещё 4 млрд — федеральное финансирование. Из них около 24 млрд рублей расписаны на комитет по строительству, который и отвечает за городские проекты общеобразовательных (на них приходится около 7 млрд), дошкольных (2 млрд) учреждений, объектов культуры (1 млрд), здравоохранения (8 млрд) и пр. По данным Госстройнадзора, за первое полугодие были выданы разрешения на строительство 35 объектов, это больше, чем в прошлые годы. Так, за аналогичный период 2020–го было 17 разрешений, 2019–го — 21, 2018–го — 21, 2017–го — 11.

Параллельно выдано 15 разрешений на ввод в эксплуатацию объектов социальной и транспортной инфраструктуры. Больше всего детских садов, больниц и дорог построено в Красносельском районе, по нулям — в Курортном, Выборгском, Центральном, Невском, Фрунзенском, Петродворцовом, Адмиралтейском и Василеостровском районах и Кронштадте.

Город построит школу на Петровском острове за 1,8 млрд рублей для элитного ЖК

Город построит школу на Петровском острове за 1,8 млрд рублей для элитного ЖК

458

Несмотря на ковид, дефицит бюджета и рост стоимости стройматериалов, власти продолжают строить социальные объекты. Например, как недавно писал "ДП", сейчас ищут подрядчика для двух школ общей стоимостью около 3,7 млрд рублей.

Есть и хорошие новости

Из запланированных к вводу в текущем году 55 социальных строек 25 возведут по заключённым соглашениям с инвесторами. Это 18 детских садов, 4 школы, 2 совмещённых объекта образования и 1 — здравоохранения.

Практика требовать с девелоперов социалку возникла при прошлой администрации города и успешно применяется до сих пор. По зданиям, возводимым силами застройщиков, возможны два варианта: город выкупит их или заберёт бесплатно. Решение зависит от первоначальных договорённостей, которые заключаются в индивидуальном порядке и зависят от площади жилого комплекса, различных взятых обязательств компаний по другим направлениям и заслуг перед городом (в топе — достройка долгостроев).

Сейчас, правда, порядок обещают изменить. Унифицировать подходы по распределению нагрузки, сделав их едиными и прозрачными, должна градостроительная комиссия, заработавшая при Смольном несколько недель назад. Эту идею участники рынка относят к хорошим новостям. Плохая (для них) состоит в позиции властей, по которой все новые проекты должны быть полностью обеспечены необходимой инфраструктурой за счёт средств застройщика.

Смольный тем не менее продолжит выкупать недвижимость, чтобы быстрее нагнать упущенное. Так, в АИП на 2021 год на эти цели заложено более 8 млрд рублей (без учёта приобретения квартир), на 2022–й — 9,79 млрд, на 2023–й — 0,92 млрд рублей.

Но некоторые равнее

В конце июня рынку был представлен ещё один вариант: строительство социалки по схеме государственно–частного партнёрства. Речь идёт о школе на Кантемировской улице ГК "ПИК". Как пояснили "ДП" в комитете по инвестициям, пока что подписано соглашение о намерениях, концессия будет заключена по общей процедуре. Она предусматривает публикацию частной концессионной инициативы инвестора, ожидание возможных заявок конкурентов в течение 45 дней, а затем либо подписание соглашения (при отсутствии других предложений), либо проведение конкурса.

В планах "ПИК" — реконструкция существующего здания школы постройки 60–х годов прошлого века с возведением дополнительного корпуса. В ней появятся бассейн, зал–трансформер для физкультуры, а также двухъярусная библиотека–коворкинг. Вице-президент, руководитель дирекции по Петербургу и Ленинградской области "ПИК" Сергей Мамошин назвал государственно–частное партнёрство (ГЧП) перспективной формой сотрудничества. Вместе с тем в Петербурге она практически не используется. Исключение — подписанные ещё в 2014 году соглашения по школам в Славянке. С тех пор профильное законодательство усовершенствовалось, банки заинтересовались такими сделками, появился опыт в регионах.

Однако в Петербурге бума концессий по соцобъектам до сих пор не случилось. Участники рынка связывают это с тем, что Смольный по максимуму старается загрузить социалкой застройщиков по давно испробованной схеме безвозмездного строительства. А вариант с концессиями представляется более сложным и менее выгодным для городского бюджета.

Тем не менее уже пару лет комитет по экономической политике и стратегическому планированию прорабатывает вопрос о создании нескольких десятков школ и детских садов по ГЧП. Весной в комитете сообщали, что помимо ГК "ПИК" переговоры ведутся с "Главстрой–СПб". По финансированию договариваются со Сбербанком и Газпромбанком. Интерес к таким проектам также проявлял ВЭБ, который строит школы по ГЧП по всей стране.

Однако использование ГЧП нарушает декларируемый властями принцип единых правил на рынке, по которому всех застройщиков обязуют строить в своих кварталах всё необходимое, отмечают эксперты.

"То есть опять — все равны, но есть те, кто равнее. То есть кто–то будет строить за свой счёт, а кому–то за особые заслуги перед губернатором город заплатит за соцобъекты", — недоволен директор одной из строительных компаний.

Специфика ГЧП–проектов в отношении соцобъектов в том, что чаще всего инвестор не заинтересован в функциональной эксплуатации. Это означает, что у него нет иного источника покрытия затрат, кроме как за счёт бюджета. Основные преимущества ГЧП для государства — реализация социальной функции, возможность (в отличие от выкупа) не единовременной выплаты цены, а распределения платежей по годам реализации проекта, нахождение объекта соглашения в публичной собственности, контроль технического обслуживания, которое выполняет инвестор. Преимущества для инвестора — возможность окупить инвестиции и получить определённую прибыль, а для застройщиков это дополнительно способ закрыть потребность в создании соцобъектов, при этом за счёт государства. К минусам ГЧП можно отнести длительный срок предварительной проработки проекта. В том числе из–за длительного срока действия соглашения, наличия инвестиционной стадии и стадии техобслуживания это более сложная модель. На ГЧП для реализации соцобъектов обращают внимание и на федеральном уровне. В марте 2021 года вступили в силу поправки в госпрограмму "Развитие образования", по которым регионам будут предоставлять софинансирование на создание школ на основании концессий. Предполагаемая сумма федерального участия значительна — 235 млрд рублей.
Лусине Арутюнян
Лусине Арутюнян
Адвокат, старший юрист практики по инфраструктуре и ГЧП АБ "Качкин и Партнёры".
Наиболее оптимальной, на мой взгляд, является схема, когда город выкупает социальные объекты у застройщика. Сегодня она практикуется в отдельных случаях, но чаще девелоперы передают объекты безвозмездно. В Петербурге пока не сформулирован чёткий и прозрачный регламент, который регулировал бы правила передачи социалки. Необходим свод критериев, по которым можно определить: возможен ли выкуп объекта, при каких условиях, и можно ли их все соблюсти в конкретном проекте. Концессионные соглашения в разрезе соцобъектов почти не практикуются.
Анжелика Большегородская
Анжелика Большегородская
Заместитель генерального директора корпорации "Мегалит"
Сложилась парадоксальная ситуация. Есть участки под садики (не вошедшие в АИП и соглашения с девелоперами), есть готовые проекты (причём BIM–модели). Есть компетентные проектные и строительные компании. Банки готовы финансировать эти стройки. Что мешает реализовывать ГЧП–проекты? Они исключительно важные и нужные: город получает социальную инфраструктуру опережающими темпами, средний строительный бизнес — стабильный заказ, банки обеспечивают проектное финансирование. Но мы до сих пор лишь ведём обсуждения на разных уровнях.
Алексей Агафонов
Алексей Агафонов
Вице-президент НП "Объединение производителей строительных материалов"
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама