Моторный конфликт: с "России" взыскали $1,5 млн за американский двигатель

Автор фото: Михаил Тихонов

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти взыскал с авиакомпании "Россия" почти $1,5 млн за аренду двигателя американского производства.

Столичное АО "М–Лизинг", специализирующееся на финансовой аренде, в сентябре 2019 года заключило с авиаперевозчиком на 3 месяца договор аренды двигателя (модель CF6–80C2B6F производства General Electric, США), ежемесячная плата составляла $72,5 тыс. без учёта НДС.
Как следует из материалов дела, с декабря 2019 года "Россия" прекратила оплату, но двигателем продолжила пользоваться. Мирным путём стороны урегулировать разногласия не смогли. Истец подсчитал, что за период с сентября 2019 года по декабрь 2020–го авиаперевозчик задолжал ему $1,454 млн, и обратился в суд.
В ноябре 2020 года "М–Лизинг" было ликвидировано, но своё требование к авиакомпании переуступило ООО "АМВ–Инвест". В суде "Россия", как заявили "ДП" в пресс–центре авиакомпании, возражала против замены истца, ссылаясь не недействительность цессии. По версии перевозчика, уступка требования должна быть согласована с ним. "“Россия” не согласна и с размером взыскиваемой задолженности", — говорит ответчик.
"Авиакомпании сейчас переживают не лучшие времена, и просрочка связана как раз с периодом локдауна и остановки перелётов. Из решения суда видно, что, несмотря на значительную просрочку платежей, лизинговая компания была готова продолжать арендные отношения вплоть до декабря 2020 года", — отмечает Владимир Глазистов, партнёр адвокатского бюро "НБ".
На практике, по словам экспертов, в отношении авиационных двигателей чаще оформляются лизинговые договоры. Младший директор по банковским рейтингам "Эксперт РА" Зоя Советкина говорит о снижении рынка лизинга в авиасегменте почти на 15% по итогам 2020 года. Вместе с тем восстановление внутреннего пассажиропотока даёт надежду на восстановление отрасли и авиализинга.
"Фактором, оказывающим поддержку сегменту, также являются запланированные поставки самолётов SSJ100 на 2021 год. В итоге за 2021 год мы ожидаем рост авиализинга на уровне 30–50% относительно низкой базы прошлого года. При этом многое по–прежнему будет зависеть от ситуации с пандемией (появления новых штаммов, уровня вакцинации населения)", — прогнозирует Зоя Советкина.
В пресс–центре "России" "ДП" заявили, что намерены обжаловать решение в 13–м арбитражном апелляционном суде. Однако Роман Пархоменко, адвокат КА Pen & Paper, оценивает шансы на успех несколько скептически.
"Если опираться на те данные, которые попали в судебный акт, то шансы авиакомпании на победу в вышестоящих судах невелики. Предметом всех возражений ответчика являлось не само по себе право требования, а передача его истцом своему правопреемнику. Однако суд отклонил все ссылки авиакомпании на якобы недействительность перехода прав", — отмечает эксперт.