понедельник, 29 ноября 2021
$

Безопасный кикшеринг: каким видят решение проблемы самокатов власти и бизнес

Автор фото: Сергей Коньков

Власти и кикшеринговые компании пытаются сделать поездки на электросамокатах безопасными. Каждый своими методами.

О необходимости регулировать рынок кикшеринга всерьёз заговорили ещё в прошлом году, когда в Петербурге каждый месяц стали появляться по два новых сервиса. Но тогда Смольный никак не вмешивался в развитие рынка. Администрация города выступала сторонним наблюдателем до тех пор, пока уже в этом сезоне самокаты не стали встречаться буквально на каждом шагу. Затем ситуация обострилась.

ПДД на вас нет!

На прошлой неделе, после нескольких серьёзных ДТП с пострадавшими в них детьми, сотрудники Следственного комитета пришли к сервисам аренды с обысками. Правда, позже СК убрал с сайта упоминание конкретных шеринг–компаний. Тем более выяснилось, что детей травмировали люди, управлявшие личными самокатами. Тем не менее вопрос об ужесточении регулирования именно кикшерингов с повестки не снят.
Представители рынка отмечают, что, если сейчас запретить или серьёзно ограничить их работу, общемировой тренд на транспорт последней мили это не остановит. В городе появится больше частных самокатов, которые могут разгоняться до 50 км / ч.
Кикшеринговый бум, случившийся в пандемийный год, продолжается и сегодня: в город приходят новые операторы, а уже действующие расширяют парки. В итоге в Петербурге и Ленобласти размещено уже более 10 тыс. самокатов. В городе работает порядка 10 сервисов, среди которых "По пути", Whoosh, Molnia, Urent, Eleven, Busy–Fly, Mangoo, ScooBee, стационарный кикшеринг Samokat Sharing. В Гатчине работает ToGO. Появились даже новости о том, что свой сервис скоро запустит "Яндекс". Но подтверждения они не получили. "Относительно кикшеринга — это слухи. Слухи мы не комментируем", — сказали "ДП" в пресс–службе "Яндекса".
Уже сейчас сервисы ограничивают скорость передвижения самокатов в местах массового скопления пешеходов. Отодвинули парковочные зоны от мест остановок общественного транспорта и входов в метро. Самокаты убрали с Дворцовой площади. Постоянная комиссия СПЧ по гражданскому участию в развитии правоохранительной системы предложила на федеральном уровне ввести ряд новых правил, среди которых оснащение арендуемых и служебных электрических транспортных средств номерными знаками для облегчения их идентификации.
Представитель сервиса Whoosh Юлия Камойлик отмечает, что они первыми сделали зоны дополнительного ограничения скорости: в местах, где всегда большой поток пешеходов, не получится ехать быстрее 15 км / ч. "Так умеют не все сервисы и тем более частные самокаты. Такой функционал — системное ограничение зоны по координатам, разработка нашего сервиса", — говорит она.
В Eleven для пользователей существует возрастное ограничение 18+. Также самокаты нельзя использовать в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и во время дождя. "Последнее связано с тем, что мокрое покрытие уменьшает сцепление колёс с дорогой, пользователь может не успеть затормозить, травмировать себя или окружающих", — сообщают в пресс–службе компании.
Представители кикшеринга Urent настаивают на том, что они строго соблюдают действующий федеральный закон, закрепляющий ПДД. "Все остальные ограничения, в том числе в Петербурге, носят рекомендательный характер, — считают в компании. — Но мы готовы идти навстречу властям по многим вопросам. Действующие ПДД в достаточной степени регулируют права и обязанности пользователей кикшеринга и других участников движения".
В то же время компания поддерживает ограничение средней скорости движения в городе до 20 км /ч. В Urent также поддерживают введение "медленных" зон и планируют создание совместно с властями Петербурга специальных зон парковки самокатов.

Предъявите паспорт

Одна из проблем в том, что самокаты часто используют "по фану", не заботясь о чьей бы то ни было безопасности. Несмотря на то, что представители сервисов аренды утверждают, что большая часть поездок совершается в качестве транспорта последней мили, это не всегда так. Самокатами активно пользуются туристы и местные жители в развлекательных целях.
Зарегистрироваться и взять самокат в аренду можно в два клика, при этом сервисы не запрашивают никаких документов. Сейчас они лишь штрафуют или блокируют пользователей за грубые нарушения ПДД. Городской комитет по транспорту предлагает кикшеринговым компаниям предоставлять услугу проката только по паспорту и ограничить пользование самокатами несовершеннолетними детьми и подростками.
В комитете сообщают, что в Петербурге вводится практика обмена базой нарушителей. "То есть, если человек систематически нарушает правила пользования сервисом аренды самоката, происходит блокировка его аккаунта, он попадает в единый для всех операторов чёрный список и больше не может пользоваться данной услугой", — разъясняют в ведомстве.
С невежеством самокатчиков представители компаний предлагают бороться повышением культуры вождения и парковки. В соцсетях и на сайте Eleven учит клиентов правилам дорожного движения. Неделю назад компания выпустила "Курс парковки", его прошли более 500 человек.
Urent разрабатывает этический кодекс для пользователей сервиса. В него войдут рекомендации не сигналить пешеходам (это их напугает, а ещё они могут быть в наушниках), спешиваться на пешеходном переходе или в толпе, не ездить вдвоём и т. д. В обучение пользователей безопасному вождению компания намерена инвестировать 100 млн рублей в течение года. "Этот опыт мы переняли в Европе", — отмечают в Urent.

Узкая дорожка

Представители кикшеринговых компаний отмечают, что в городе недостаточно развита инфраструктура для средств индивидуальной мобильности. Юлия Камойлик из Whoosh говорит, что в Петербурге необходимо развести потоки пешеходов, велосипедов, самокатов и мопедов. "Велодорожки или что–то на них похожее. Правила, где может двигаться маломощный самокат со скоростью до 20–25 км/ч, размеченные на асфальте парковки с регулярностью 150–200 метров", — описывает она. Тут уместно вспомнить, что на узких тротуарах в центре города не всегда могут разойтись даже пешеходы.
В Eleven согласны, что, прежде чем ограничивать езду на электросамокатах, надо наладить инфраструктуру, удобную всем. Это могут быть велодорожки и велопарковки у остановок транспорта или МФЦ. И только если эти меры не помогут, стоит вводить более жёсткие ограничения.