Залезли в бутылку: на фоне кризиса в Петербурге расплодились алкомаркеты

Автор фото: ТАСС

Несмотря на то что рынок алкомаркетов близок к насыщению, на него выходят всё новые и новые игроки. За I квартал 2021 года в Петербурге открылось почти 200 новых специализированных магазинов.

Поскольку многие заведения общепита, торговые точки и супермаркеты закрылись в пандемию, в городе освободилось много торговых помещений в хороших локациях. Чем и воспользовались компании, специализирующиеся на продаже алкоголя. Так, по данным 2ГИС, на начало 2020 года в Петербурге работало около 1300 алкомаркетов. В конце января 2021–го их стало 1540, а на начало мая — уже 1732.

Пиво вне конкуренции

"Число алкомаркетов в прошлом году росло опережающими темпами, став одним из немногих направлений, для которых пандемия оказалась мощным стимулом к развитию. Закрытие ресторанов и торговых центров в марте–мае 2020 года также сыграло на руку алкогольным магазинам", — отмечает партнёр агентства M. A. Research Анна Синявская.
Впрочем, в натуральном выражении (в декалитрах) продажи алкоголя незначительно снизились (без учёта пива). По данным Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, в Петербурге в 2020 году было продано 11,3 млн декалитров алкогольной продукции (без пива, напитков, изготовляемых на основе пива, сидра, пуаре и медовухи), что на 1,3% ниже, чем годом ранее.
"В I квартале этого года тенденция сокращения продаж в натуральном выражении продолжилась: было продано на 7,2% меньше алкогольной продукции, чем в I квартале 2020 года, — подчёркивает Синявская. — При этом выручка ретейлеров по итогам 2020 года выросла на 15–20%, что говорит о росте розничных цен".
Пиво — одна из немногих макрокатегорий на рынке товаров повседневного спроса, продемонстрировавших рост продаж в натуральном выражении по итогам 2020 года, следует из данных ретейл–аудита NielsenIQ. Продажи напитка в литрах растут на протяжении 3 лет подряд и в 2020–м составили 3,4%, в штуках рост ещё заметнее — 5,2%. Динамика продаж пива в денежном выражении оказались почти вдвое выше средних показателей по рынку FMCG (4,5% против 2,5% в среднем).

Размывание формата

По сути, те алкомаркеты, которые существуют на рынке, таковыми не являются. Многие сети, например "Красное и белое", позиционируют себя как магазины у дома, где 50% всего ассортимента составляют продукты питания. В компании отметили, что продолжают вводить новые позиции в ассортимент (например, хлеб).
Многие алкомаркеты действительно могут считаться магазинами у дома: они располагаются в шаговой доступности, часто на одной улице может работать сразу несколько точек разных сетей. Особенно часто в спальных районах за последние месяцы стали открываться noname–точки продаж разливного пива.
При этом наблюдается встречное движение: традиционный продуктовый ретейл активно экспериментирует с новыми форматами, в том числе продажи алкоголя. Занимаются этим как небольшие сети, так и гиганты. Например, единственный супермаркет "Мираторг" в Петербурге выделил часть площади под алкомаркет. X5 Retail Group уже давно открыла в Петербурге алкомаркеты "Пятьница". Похожий формат магазинов запускает и "Магнит". "Дикси" объединился с "Красным и белым" и сетью "Бристоль". Руководитель НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка" Максим Черниговский уверен, что крупнейшие федеральные ретейлеры в течение ближайших лет займутся созданием собственных сетей по продаже алкоголя и табака. К такому шагу их подталкивают законодатели, которые готовят инициативы по запрете торговли алкоголем и табаком в неспециализированной рознице. "Для розничного бизнеса это может стать серьёзным экономическим ударом, поскольку в среднем продажи алкоголя и табака обеспечивают от 10 до 20% выручки", — добавляет он.
Введение запрета продажи крепкого алкоголя в супермаркетах вполне возможно, считает первый вице–президент "Опоры России" Павел Сигал. Он отмечает, что правительство учитывает влияние этой продукции на здоровье граждан и занимается популяризацией здорового образа жизни, который предполагает отказ от вредных привычек. "При этом производителям будет предложена альтернатива, чтобы избежать сокращения работников из–за снижения прибыли", — уверен эксперт.
Анна Синявская между тем сомневается, что такой запрет будет введён в полном объёме, ведь это может привести к росту нелегального рынка.
Пока что инициатива была высказана лишь в письме члена Общественной палаты РФ Султана Хамзаева на имя главы Минпромторга Дениса Мантурова и не оформлена в виде законопроекта. По мнению Черниговского, такое ограничение разумно. В СССР, например, алкоголь не продавали вместе с продуктами питания, существовали отдельные магазины или торговые залы в крупных универсамах, напомнил он.
Петербуржцы, по данным социологических опросов, уже сейчас предпочитают приобретать алкоголь в специализированных магазинах. "Около половины жителей покупают его в алкомаркетах, но также они пользуются товарами из гипермаркетов и супермаркетов (среди лидеров можно назвать “Норман”, “Ароматный мир”, “Красное и белое”, “РосАл”, “Градусы”)", — подчёркивает Сигал.

Перспективы роста

Сейчас потребительский спрос стал восстанавливаться, что даёт шанс новым игрокам закрепиться на рынке. Ключевым фактором успеха будет удачное расположение магазина. Ещё один немаловажный фактор, который влияет на развитие новых и старых игроков, — региональные законодательные изменения. "С рынка быстро уходят игроки, когда власти принимают решение закрыть магазины по продаже алкогольных напитков, расположенные в жилых кварталах, с определённой площадью (например, менее 50–100 м2). Не все торговые точки могут позволить себе такую площадь и закрываются", — уточняет Павел Сигал.
Синявская же считает, что в этом году все сети, присутствующие на рынке, продолжат развиваться. Например, сеть "Красное и белое" в 2021 году намерена компенсировать снижение, которое наблюдалось у компании в 2020–м, и продолжит открывать точки как в старых, так и в новых регионах. Сеть "Градусы" очень активно запускает новые магазины в Петербурге, причём делает это как в спальных районах, так и в центре города. Сравнительно недавно в городе появилось семь фирменных магазинов винно–коньячного завода "Иджеван". Развитие этого сегмента ретейла, по мнению экспертов, будет зависеть от наличия вакантных локаций с хорошим трафиком. При этом вполне возможно, что какие–то компании сделают упор на города Ленинградской области.