Водяное перемирие: в городе растёт число автоматов по продаже питьевой воды

Автор фото: vostock-photo
Только в части автоматов продаётся вода из артезианских скважин. Во многих это обычная вода из коммунальных сетей, прошедшая дополнительные степени очистки.
По данным сервиса 2ГИС, на данный момент в Петербурге установлено около 300 водоматов. Компании–производители активно предлагают покупать и устанавливать новые, обещая высокую востребованность и быструю окупаемость.
"Большей популярностью автоматы пользуются в спальных районах. Зачастую управляющие компании сами устанавливают аппараты, так как наличие доступного источника питьевой воды — это удобство для жителей, а также дополнительный стабильный доход", — рассказали "ДП" в компании VendShop, занимающейся производством и продажей вендинговых аппаратов разного профиля.
Петербургские водоматы делятся на две большие группы. Одни, например производства VendShop и Water Vend, подключаются напрямую к сетям "Водоканала", но гарантируют при этом дополнительную очистку, которая делает воду пригодной для питья в сыром виде. Водоматы "Артезианский источник" и "Живая вода" предлагают воду из скважины глубиной 182 м, расположенной в питомнике Алакюль в Ленинградской области. Ею же пользуются некоторые производители бутилированной воды, обслуживающие кулеры в офисах. Компания "Пей", занимающаяся доставкой воды, предпочитает скважину № 214 на Карельском перешейке.
"Бутилированная природная вода гораздо безопаснее для человека. До пандемии отмечался небольшой ежегодный рост поставок как в нашей компании, так и по рынку. В начале пандемии 90% юридических лиц не работали первое время, следовательно, спроса в сегменте b2b не было, зато в сегменте b2c произошёл достаточно сильный скачок", — рассказали "ДП" в "Пей".
Представители VendShop убеждены, что в больших городах мало кто пьёт водопроводную воду, поскольку её качество оставляет желать лучшего.
"Зачастую она содержит большое количество примесей, например тяжёлые металлы. Наглядный пример — в любом супермаркете мы ежедневно встречаем людей, покупающих сразу по несколько пятилитровых бутылей. С появлением автоматов жителям городов стало намного удобнее, а главное, выгоднее покупать воду. Стоимость пятилитровой бутыли в несколько раз ниже, чем в магазине. Кроме того, в автомате установлены мощные системы фильтрации на основе обратного осмоса, позволяющие очистить воду до безопасного уровня", — рассказывают там.
В ГУП "Водоканал Санкт–Петербурга" сообщили, что не сотрудничают с производителями и установщиками подобных автоматов, так как "данные элементы не являются частью централизованной системы водоснабжения". Соответственно, подключать водоматы приходится к периферийным сетям, заключая соответствующие договоры с собственниками здания или управляющими компаниями жилых комплексов. Условия и стоимость каждый раз определяются по ситуации.
С критическими оценками качества водопроводной воды в "Водоканале" не согласны.
"Вода по своим качествам, таким как обобщённые, органолептические, химические, микробиологические, паразитологические, вирусологические, гидробиологические, по показателям радиационной безопасности является безвредной по химическому составу и безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении", — подчёркивают в компании.
По данным "Водоканала", в 2020 году был проведён отбор и анализ более 22 тыс. проб воды. По результатам производственного контроля качество на выходе с водопроводных станций соответствовало требованиям нормативных документов.
"Контроль качества воды проводится ежедневно “Водоканалом” и независимыми организациями — ФБУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт–Петербурге” и петербургским управлением Роспотребнадзора. На качество воды может влиять состояние внутридомовых сетей, которые не являются нашей зоной ответственности. Предприятие контролирует качество воды от момента забора воды из источника водоснабжения до водомерного узла на входе в дом. Внутридомовые сети, состояние которых может влиять на качество воды, находятся в зоне ответственности обслуживающих организаций", — пояснили "ДП" в "Водоканале".
Стоимость вендингового автомата начинается от 80 тыс. рублей и может доходить до 400 тыс. Срок окупаемости водомата составляет 4–6 месяцев. По оценкам компании VendShop, объём продаж через автомат может составлять 250 л в сутки, соответственно, выручка с одного автомата в год — 450 тыс. рублей, а прибыль — до 350 тыс. рублей.