Учёные НИУ ВШЭ проверили, как склонность человека к алкоголю связана с личными качествами и социальным статусом. Хотя образованные пьют меньше, дело не в дипломе: к моменту его получения потенциальные алкоголики уже формируются.
Увы, но, по данным ВОЗ, в рейтинге стран мира по уровню потребления алкоголя Россия остаётся в двадцатке лидеров. Исторически сложилось, что причину алкоголизации обыватели ищут в окружающем нас мире со всей его рутинностью и жестокостью. Неужели и здесь бытие определяет сознание?
Учёные из НИУ ВШЭ так не считают и решили доказать это на практике. Понимая, что пристрастие к спиртному формирует далеко не только внешняя среда, они выяснили, какие черты характера и эмоциональные особенности поведения могут сказываться на тяге к алкоголю. К тому же и влияние некогнитивных особенностей до сих пор оставалось мало изучено, из–за чего практически не использовалось как инструмент антиалкогольной политики.
Большая пятёрка
Популярная модель портрета личности "Большая пятёрка", которая отражает психологическую характеристику человека, впервые была упомянута в работе американского психолога Льюиса Голдберга в 1981 году. Она объединяет в себе такие качества, как добросовестность, экстраверсия, невротизм, любознательность и доброжелательность, — всё то, что принято считать индивидуальными особенностями человека. Для работы были взяты результаты опроса "Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения", который проводился НИУ ВШЭ в 2016–2018 годах. В базе данных собрана обширная информация о структуре доходов и расходов, материальном благосостоянии, работе, здоровье и структуре питания, об образовательном поведении, досуге и других сторонах жизни.
Контрольными переменными стали 19 индивидуальных и региональных характеристик: от пола, возраста, этнической принадлежности, семейного положения и массы тела человека до доходов на душу населения, цен на спиртное и температуры воздуха в регионах.
Кроме того, исследователи изучили социально–демографические показатели 5300 жителей страны в возрасте 20–60 лет, информацию об их некогнитивных навыках (ответы на 24 вопроса по категориям "Большой пятёрки") и потреблении алкоголя.
Участников опроса спрашивали о вероятности воздержания, предпочитаемых напитках, периодичности и объёмах выпиваемого. Данные анализировались с помощью различных эконометрических моделей, в качестве основных применялись пробит– и тобит–модели со случайными эффектами. (Пробит — модель бинарного выбора, позволяющая оценить вероятность события в зависимости от переменных. Тобит — модель, которую применяют, когда зависимая переменная имеет ограничения возможных значений. Использование моделей со случайными эффектами позволяет учитывать различия между людьми в потреблении алкоголя.)
И в счастье, и в горе
Главный вывод, к которому пришли учёные: особенности личности определяют отношение к алкоголю — предсказывая вероятность и объём потребления. Исследователи выяснили, что чем человек добросовестнее, упорнее, трудолюбивее, тем меньше он выпивает и больше шансов, что не начнёт. Объясняется это тем, что у таких людей лучше развит самоконтроль, они более дальновидны по отношению к своему здоровью, предпочитают приумножать то, что у них есть, и склонны вести здоровый образ жизни.
"Увеличение сознательности на одно стандартное отклонение повышает вероятность воздержания от алкоголя на 2,5% для мужчин и на 1,7% для женщин, тем самым снижая объём потребления на 38 и 28% соответственно", — говорится в исследовании.
В отличие от добросовестности, экстраверсия даёт ровно противоположный эффект.
"Ориентация на внешний мир и жажда общения обеспечивают частый социальный контакт, а значит, ведут к большей возможности выпить и меньшей вероятности отказаться от рюмки", — отмечают авторы исследования. Больше подталкивать к выпивке может только эмоциональная нестабильность, неуверенность и тревожность, которые ведут к невротизму. Объём потребляемого алкоголя у мужчин прибавляет 7%, у женщин — 13%. Что касается влияния гендерного различия, оно может проявляться в разной мотивации к потреблению алкоголя.
"У мужчин он чаще ассоциируется с конформизмом и стремлением получить приятные ощущения, у женщин — с защитой от негативных эмоций. Кроме того, более высокий невротизм связан с депрессивными эпизодами, которые чаще испытывают женщины, а алкоголь в этом случае может служить инструментом самолечения", — поясняют учёные ВШЭ.
Трезвость ума
Ещё одной интересной находкой сотрудников Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ стало свидетельство того, что высокая образованность способствует снижению потребления алкоголя.
Исследование такую связь подтвердило: наличие высшего образования сокращает объём выпитого в месяц у мужчин на 50% и на 31% у женщин. В то время как у носителей среднего специального образования — на 37 и 21% соответственно.
Тем не менее авторы исследования не спешат связывать наличие красных дипломов престижных вузов с тягой к спиртному: "Университеты и колледжи дают новую социальную среду, но качества личности, связанные с ограничением потребления алкоголя (например, добросовестность, экстраверсия, невротизм), к студенчеству уже формируются. Кроме того, исследования близнецов показывают, что 30–50% самооценочных личностных черт наследуются, причём экстраверсия и невротизм — наиболее наследуемые категории “Большой пятёрки”, а сознательность в основном представляет собой итог первичной социализации", — утверждают исследователи ВШЭ.
В связи с этим авторы работы задаются вопросом: не поздно ли бросать усилия на профилактические беседы об алкоголизме со студентами и не следует ли говорить об этом ещё в школе? Если личностные черты, провоцирующие склонность к алкоголю, складываются к моменту совершеннолетия, то и действовать нужно раньше — развивать психологические особенности, такие как осознанность и критическое мышления, начиная со школьной скамьи.