Перепрошить код: консервативность и изменчивость женского дресс-кода

Автор фото: Сергей Коньков

Почему женский деловой дресс-код можно считать консервативным и изменчивым понятием одновременно?

Кроссовки — только по пятницам? Широкоплечий жакет — только во благо? Онлайн–совещание — только в рубашке и брюках? Казалось бы, понятный и структурированный по факту своей специфики дресс–код вот уже 30 лет вызывает вопросы. С каждым годом всё новые, причём по женской "секции" — более частые и разнообразные. Для чего и какой именно дресс–код нужен современной бизнес / офис / фриланс–леди сегодня?

Сила в плечах

Без исторической справки обойтись можно, но с ней любопытнее: откуда есть пошёл женский дресс–код? Пожалуй, одно из первых и ключевых понятий темы — power dressing — закрепилось в инфополе в 80–е годы XX века в Европе и Америке. Адекватно перевести его на русский язык затруднительно, зато определить смысл несложно.
"Определение “карьера” в принципе стало популярным и часто используемым в то время, и с помощью power dressing женщина демонстрировала высокое положение на работе, даже агрессивность. Это особенно явно выражалось широкими плечами на жакетах — неким угрожающим силуэтом. Женщины отстаивали свои места и использовали в том числе визуальные приёмы. До сих пор мы видим отголоски явления, ведь сейчас снова актуальны подобные огромные жакеты", — рассказывает историк моды Полина Шурупова.
По словам историка, модный европейско–американский опыт в России обыкновенно воспринимается небыстро — на ощупь, с желанием подольше подумать, приноровиться, привыкнуть. И, несмотря на это, о полном отсутствии офисной моды, например, в 90–х сказать нельзя.
"В 1994 году в Россию приходит первый зарубежный модный журнал — Cosmopolitan. Тогда же появляются телепрограммы с отрывками из парижских показов. Те, кто хотел, находили способы следить за тенденциями. Нельзя сказать, что в 90–е в России в активном обиходе было само понятие “дресс–код”, — оно стало использоваться чаще уже в 2000–е. Но из тех же 90–х остались фото, где женщины позируют в модной тогда комбинации удлинённого жакета, рубашки и мини–юбки", — объясняет Полина Шурупова.
Сейчас же "силовая" функция дресс–кода нивелировалась: женщине не нужно (или по крайней мере не всегда приходится) доказывать, что "она здесь босс". Сегодня у разноликих женских костюмов нет и другой задачи — установления "школьной" дисциплины на работе.
"Теперь дресс–код — важная составляющая бренда компании, её корпоративной культуры. Если раньше одной из основных была функция дисциплины и идентификации в сообществе, то сейчас это больше имиджевый инструмент, с помощью которого подчёркивается статус, транслируются ценности компании и даже объединяется коллектив", — говорит стилист–имиджмейкер Александра Шихалова, которая ведёт блог о деловом стиле и владеет брендом деловой одежды She Loves Suit.
О том, что ветер переменился, говорит и ещё одна тенденция — появление стилистов, которые проводят мастер–классы по корпоративному стилю для крупных компаний. В основном в их число попадают предприятия с государственным участием или те, что планируют выходить на западный рынок.
"Часто бывает, что сами руководители стесняются сказать своим сотрудникам и сотрудницам, что те выглядят непрезентабельно. Это касается не только внешнего вида, но иногда и гигиены. Многим компаниям приходится составлять свод правил — как именно человек должен выглядеть на рабочем месте. И как раз тут важен взгляд стороннего наблюдателя", — уверена Эка Чохури, консультант по имиджу и стилю.
Перед женщинами же, по наблюдению консультанта, в вопросе соблюдения дресс–кода чаще всего стоит другая задача: не переусердствовать. Нередко девушки путают вечерний и деловой стили. "На работу мы приходим работать: об этом лучше не забывать. Бывает, приходится объяснять, что в офис хорошо бы приходить в более презентабельном виде. Многие женщины боятся, что в отсутствие бежевых колготок в сетку летом, полупрозрачной блузки, пышной причёски и высоких каблуков не будет видно их женственности. Но поверьте: её дресс–кодом не скрыть", — замечает Эка Чохури.

Легитимация свободы

С одной стороны, дресс–код — инструмент по понятным причинам консервативный: что нового может быть в костюмах, брюках, юбках, жакетах и блузках? И всё же для женщин история с дресс–кодом более подвижна: в него легче внедрять тренды, но при этом оставаться в рамках уместности. Тем более один из самых заметных процессов в сфере корпоративного стиля сегодня — это "сращивание" повседневного и офисного образов.
"Мода — это отражение действительности. В последние годы особенно актуальна стала тема work–life balance. Сейчас наблюдается тенденция к органичному внедрению работы в нашу жизнь. С утра мы можем пойти на спорт, потом встретиться с клиентом, после зайти в коворкинг, а вечером поужинать с подругой. Соответственно, стираются чёткие временные границы личного и рабочего, и мода идёт туда же, предлагая нам не делить одежду на рабочую и прогулочную, а адаптировать её под ситуацию", — объясняет Александра Шихалова.
Вот почему сегодня можно так часто увидеть смешение стилей: деловой и спортивный (костюм с кроссовками), деловой и романтичный (платье с рюшами и жакет). Больше это не "пятничный" вариант, а ежедневный — дресс–код становится более свободным, комфортным, даже "человечным". Пандемия лишь укрепила позиции упрощённого дресс–кода. Изменились условия труда — для многих работа стала удалённой полностью или частично. Соответственно, и повседневная рабочая "униформа" превратилась в нечто более удобное.
"Да, представление о корпоративной одежде сильно менялось не то что за последние 20 лет, а даже за последний год. Дресс–код стал более лояльным. Если раньше вольности во внешнем виде можно было позволить себе по пятницам, то теперь в течение недели допускается нечто гораздо более свободное, чем классический костюм. Но важно другое: устанавливать дресс–код самому себе. Даже когда был карантин и переговоры проводились онлайн, я советовала клиенткам надевать дома рубашки, брюки, длинные юбки. Не забываем: веб–камеры периодически падают", — замечает Эка Чохури.
Общее представление о дресс–коде и его функциях однозначно меняется. И всё же многообразие тенденций — возникших как до, так и во время пандемии — сводится к одной точке: большей свободе действий, форматов и фасонов.
"Код" остаётся, но "перепрошивается" — и, пожалуй, более активной фазы этого процесса, чем в прошлом году, до сих пор ещё не наблюдалось.