Транспортная недоступность: пандемия затормозила поставки техники в Петербург

Автор фото: Михаил Тихонов
С поставками "гармошек" от МАЗа в прошлом году было меньше всего проблем

Из–за пандемии перевозчики столкнулись с небывалыми задержками поставки техники

В прошлом году ГУП "Пассажиравтотранс" и "Горэлектротранс" закупили почти 500 единиц подвижного состава. Приехать они должны были также в 2020–м, однако редкие поставщики справились с этой задачей вовремя.
"По заключённым в 2020 году контрактам поставлены 349 автобусов. Некоторые партии пришли с задержкой. Также имели место случаи, когда поставка была своевременной, но требовалось время на устранение замечаний, выявленных на приёмке. Нарушения повлекли за собой применение штрафных санкций", — прокомментировали "ДП" в пресс–службе "Пассажиравтотранса", отметив, что на выполнение транспортной работы задержки поставки не повлияли.
К примеру, о пополнении парка 65 газовыми автобусами большого класса ЛиАЗ–5292.67 Смольный и ГУП отчитались только в конце прошлой недели. "ВТБ Лизинг", с которым у ГУПа был заключён контракт почти на 1,2 млрд рублей, должен был поставить их в ноябре 2020–го, однако по факту они приехали в декабре. За задержку поставщику выставили штраф на 664 тыс. рублей.
"Действительно, по контракту с ГУП “Пассажиравтотранс” произошла задержка поставки по причинам дефектов в креплениях газового оборудования на части автобусов. В соответствии с договором компания–поставщик выплатила нам пени в полном объёме. Все неисправности были устранены заводом–изготовителем", — сообщили "ДП" в пресс–службе ВТБ.
Были проблемы и с поставкой 100 больших автобусов ЛиАЗ–5292.65, но уже дизельных (контракт на 1,6 млрд рублей). ГУП должно было получить их в мае, но это произошло в августе–сентябре. На линию подвижной состав вышел и вовсе в декабре из–за проблем с валидаторами. А вот 100 дизельных МАЗов–гармошек за 2,2 млрд рублей пришли вовремя. При этом 27 таких же автобусов другая лизинговая компания поставила ГУПу с задержкой, за что получила штраф почти на 138 тыс. рублей.
"Горэлектротранс" (ГЭТ) в 2020 году приобрёл в лизинг 142 троллейбуса почти на 3,3 млрд рублей. Проблем не возникло только с 20 машинами особо большой вместимости БКМ–43303 (Vitovt Max II). Поставка 87 больших троллейбусов "Адмирал" от ПК "Транспортные системы" на данный момент тоже завершена, однако изначально подвижной состав должен был приехать до конца июня 2020 года. Сроки изменили, и полностью партия поступила к началу этого года, говорит источник "ДП" в транспортном блоке Смольного.
35 троллейбусов с увеличенным автономным ходом "Авангард", поставкой которых занимается "Сбербанк Лизинг", ГЭТ полностью не получил до сих пор.
"На данный момент принято 24 единицы, остальные находятся в процессе изготовления. Для урегулирования возникающих вопросов предприятие находится с поставщиками в плотном взаимодействии", — уточнили в пресс–службе перевозчика.
"Большую часть поставки, более 90%, “СберЛизинг” исполнил. Оставшийся объём планируется передать клиенту в ближайшее время. Задержка произошла по причине изменения сроков исполнения производственных программ производителями, что связано с весенними ограничениями из–за COVID–19", — сообщили в пресс–службе "Сбербанк Лизинг".
По словам аналитика общественного движения "Транспорт и горожане" Владислава Булгакова, такие задержки — вполне обычная практика. Ведь договоры ГУПы заключают обычно с дилером или лизингодателем. А те — с производителями.
"Естественно, производитель даёт определённое место в очереди, учитывая другие заказы. И они далеко не всегда могут удовлетворять дилеров. Но если говорить о нынешних поставках, то таких масштабных переносов и срывов сроков не было. Пандемия испортила всё и повлияла на заводы. ЛиАЗ не работал больше месяца, а другие производители если и закрывались на неделю, то имели ряд проблем с поставками комплектующих. Особенно сильный удар пришёлся на аккумуляторные батареи, начинка которых родом из Китая. Та же “Транс–Альфа” говорила своим потенциальным заказчикам, что в 2020 году больше никому не продаст троллейбусы с увеличенным автономным ходом. Даже Петербургу они не смогли поставить все 35 машин до сих пор", — говорит эксперт.
Были также и другие не менее важные факторы. Например, ПК "Транспортные системы" получила два заказа на 64 троллейбуса в рамках нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги".
Они стали приоритетнее для производителя, чем петербургский, считает Владислав Булгаков.