Фото: Коньков Сергей

На ошибках мучиться: Конюшенное ведомство выходит на новый круг

Минувший год был очень сложным для культуры и спорта. Об этом заявил назначенный в январе на пост вице-губернатора Петербурга Борис Пиотровский — именно ему предстоит курировать и восстанавливать эти направления. Один из острейших и довольно неприятных вопросов, поставленных перед чиновником, — ситуация с разрушающимся Конюшенным ведомством. Ранее власти демонстрировали тотальное бессилие в этом деле. Десять лет город не мог найти баланс между позициями жителей, планами инвесторов и охранным законодательством.

Интересно, что сразу после назначения Бориса Пиотровского СМИ написали об идее создания в Конюшенном ведомстве Музея архитектуры "как наиболее предпочтительного варианта современного приспособления". Выдвинул инициативу Всемирный клуб петербуржцев, возглавляемый Михаилом Пиотровским — директором Эрмитажа и отцом нового вице-губернатора. Сам Борис Пиотровский заявлял публично, что видит Конюшенное ведомство как театрально-музейный комплекс. И вот на днях в СМИ появилась информация о новом потенциальном инвесторе. Ввиду очередного витка событий вокруг исторического объекта, "Деловой Петербург" решил восстановить хронологию событий.

Триптих "золотого треугольника". В Петербурге показали инвестпроекты реконструкции Конюшенного ведомства

Триптих "золотого треугольника". В Петербурге показали инвестпроекты реконструкции Конюшенного ведомства

9771
Алексей Кумачев

Конюшенная площадь, 1А

Территория бывшего Конюшенного ведомства включает несколько корпусов, образующих замкнутый дворовой ансамбль. Его строительство началось ещё при Петре I. В XIX веке Конюшенный двор перестраивали, а последняя реставрация проходила в середине XX столетия. В нашем веке здание просто поддерживают в состоянии жизнеспособности — на "консервацию" городской бюджет, по разным оценкам, за последние годы потратил более 4 млрд рублей. Чётких перспектив вывода объекта из "комы" пока нет.

Конюшенное ведомство неоднократно переходило из рук в руки, однако по разным причинам настоящего хозяина до сих пор не нашло. За последние годы сорвалось несколько инвестиционных проектов. В кулуарах эксперты называют ситуацию "гниющей раной" на теле города и примером того, как из-за отсутствия управленческой воли Петербург теряет свои архитектурные ценности.

Круг первый

В 2010 году правительство Санкт-Петербурга предоставило объект культурного наследия "Конюшенное ведомство" ЗАО "Оранж-Девелопмент". Согласно информации СМИ, компания перечислила городу символическую плату за аренду, но обязалась вложиться в реставрацию памятника. По данным городской администрации, инвестор должен был приспособить здание под гостиничный комплекс без изменения предметов охраны. В марте 2014 года компания заключила договор аренды земельного участка, на котором располагается ведомство, под производственную площадку. Здесь планировали хранить стройматериалы и оборудование, пока идут работы по ревитализации строений.

Почти сразу крупный девелоперский проект в Золотом треугольнике привлекает внимание градозащитников. В апреле депутат Законодательного собрания Петербурга Борис Вишневский просит губернатора Георгия Полтавченкорассмотреть проект приспособления Конюшенного ведомства на Совете по культурному наследию при правительстве Санкт-Петербурга (далее Совет). Глава города отвечает, что проект "прошёл все необходимые согласования", а "КГИОП поручено решить вопрос с инвестором <…> о возможности доступа независимых специалистов в здания Конюшенного ведомства для осуществления общественного контроля за ходом работ". Ещё одно рассмотрение концепции Полтавченко посчитал тогда нецелесообразным.

Страсти по Конюшенному ведомству начали накаляться. В разгаре предвыборный сезон, а защита исторических зданий всегда была сильным козырем в петербургской политической игре.

Пора запрягать. Перспективы проектов реконструкции Конюшенного ведомства

Пора запрягать. Перспективы проектов реконструкции Конюшенного ведомства

484
Алексей Лепорк

В июне Вишневский снова обращается к губернатору. Он пишет, что на объекте "началась активная фаза строительных работ", застройщик вывел тяжёлую технику, снес два дворовых флигеля и начал рыть котлован под подземный паркинг. Депутат просит остановить работы до окончания альтернативной историко-культурной экспертизы и обсуждения текущего проекта с экспертами по охране культурного наследия. Георгий Полтавченко опять отвечает, что инвестор проводит работы в соответствии с полученным разрешением. При этом, по его словам, 3 июля к изучению проектной документации приступила созданная Советом рабочая группа: целесообразность продолжения или приостановки работ на объекте оценят по готовности этой экспертизы.

Губернатор оказался в этой ситуации между молотом и наковальней: с одной стороны, ему хочется сохранить добрые отношения с инвестором и здание, с другой стороны — на носу переизбрание на новый срок, а градозащитники и оппозиционные депутаты создают ненужный в это время шум.

В итоге 7 июля комитет по управлению городским имуществом (КУГИ) предупреждает инвестора о повышении арендной платы за здание до 5 728 246 рублей. Компания с изменениями не соглашается и перестает платить за аренду вовсе (с мая 2014 по март 2015).

Любопытно, что формальным поводом для повышения аренды стала проверка, выявившая "ранее не согласованную деятельность". Претензии чиновников были связаны с размещением павильона выставки "Ван Гог. Ожившие полотна" на территории Конюшенного ведомства. При этом решение о проведении здесь выставки приняли на совещании с участием вице-губернатора Санкт-Петербурга. В протоколе встречи указано, что КУГИ поручено урегулировать с ЗАО "Оранж Девелопмент" имущественные вопросы, связанные с размещением временной выставочной конструкции на Конюшенной площади.

В 2015 году перемена настроений в Смольном чувствуется ещё сильнее. 24 февраля Совет по сохранению культурного наследия решает, что предложения ЗАО "Оранж Девелопмент" по использованию северо-западного, северо-восточного корпусов и манежа Конюшенного ведомства не отвечают целям сохранения объекта культурного наследия. 19 мая инвестор попытается обжаловать это решение в суде, но безуспешно. В ходе судебного заседания представитель правительства Петербурга заявит: решение Совета было принято "в целях совершенствования деятельности комитета". Какая конкретно деятельность комитета в отношении Конюшенного ведомства требовала усовершенствования и в связи с какими обстоятельствами возникла, пояснить представитель не смог.

В марте КУГИ подаёт иск о взыскании с ЗАО задолженности по арендной плате. Но суд не видит оснований для претензии и взыскивает с застройщика всего 258 тыс. рублей вместо заявленных КУГИ почти 4 млн.

В конечном счёте и (по официальной версии), "Оранж-Девелопмент" отказывается от дальнейшей реализации своего проекта. В более поздних сообщениях пресс-службы Смольного отмечается, что Георгий Полтавченко просто решил вернуть историческое достояние городу.

Круг второй

20 мая 2016 года "Оранж-Девелопмент" досрочно расторгает инвестиционный договор. Здание Конюшенного ведомства переходит городу и закрепляется за Государственным музеем истории Санкт-Петербурга на праве оперативного управления. Как пояснил Георгий Полтавченко, это учреждение "обладает уникальным опытом музеефикации объектов культурного наследия с сохранением исторического облика".

"После возвращения объекта городу в соответствии с поручением губернатора будет развернуто широкое общественное обсуждение планов по дальнейшему его использованию. У нас очень активное градозащитное движение, сильное сообщество талантливых архитекторов и реставраторов, сообща мы сможем найти правильное решение. Уверен, Конюшенное ведомство станет мощным центром притяжения для туристов, здесь появится общественно-культурное пространство, которое еще более украсит наш город", — отмечает в далёком уже 2016 году вице-губернатор Игорь Албин.

Музей и городской комитет по культуре разработали свою Концепцию приспособления Конюшенного ведомства под музейные и культурно-просветительные цели. Главная заявленная цель проекта — сохранить неизменным общий вид памятника архитектуры, создать в его помещениях современный городской музейный центр, привлекающий посетителей и приносящий доход в бюджет города. В здании планировались залы временных выставок (галереи), реставрационно-художественные мастерские, информационно-туристический центр, многофункциональная театрально-концертная площадка, конференц-центр и общественное культурное пространство.

В том же году прошло обследование территории, которое выявило неудовлетворительное состояние набережной реки Мойки, прилегающей к зданию Конюшенного ведомства. Оказалось, что гранитная подпорная стенка левого берега реки местами разрушена, а участок стенки набережной от давления земли потерял первоначальный наклон к берегу и наклонился к реке. Требовался капитальный ремонт. Был разработан соответствующий проект, но он не прошёл госэкспертизу. Проблема заключалась в аварийном состоянии здания Конюшенного ведомства. Это единственная причина, по которой государственная экспертиза не разрешила ремонтировать набережную. В 2017 году на совещании у Игоря Албина было отмечено, что проектная организация определила осадку здания ведомства и разрабатывает проектные решения по обеспечению его сохранности. Все работы (по зданию и набережной) планировалось завершить к осени 2018 года. Но по разным причинам вопрос до сих пор не решён. По последним официальным данным, завершить ремонт участка набережной должны к ноябрю 2021 года.

Круг третий

18 сентября 2017 года Совет по инвестициям под председательством Георгия Полтавченко рассмотрел перспективные инвестиционные проекты в сфере создания креативных пространств. Открывая встречу, губернатор подчеркнул, что это одно из приоритетных направлений развития Санкт-Петербурга до 2030 года. На том заседании Совет увидел два предложения инвесторов о реконструкции и приспособлении под современное использование Конюшенного ведомства — проект компании "СТАРТ Девелопмент" (выполнен архитектурным бюро "STUDIO-MISHIN", общий объём инвестиций 6,4 млрд рублей) и проект компании "Тандем-Истейт" (выполнен ООО "Архитектурное бюро "Литейная часть-91", объём инвестиций 2 млрд рублей). Оба сценария предлагалось реализовать на основе концессионного соглашения.

Первая концепция "СТАРТ Девелопмент" предполагала комплексное развитие территории Придворно-конюшенного ведомства и приспособления для целей современного использования объектов культурного наследия, расположенных на данной территории, включая здания Конюшенного ведомства, Конюшенного двора, Мастерового двора, Конюшенного музея. У "СТАРТ Девелопмент" также был план освоить подземное пространство территории. В частности, архитекторы планировали во внутреннем дворе Конюшенного ведомства создать подземное музейное пространство площадью около 7 тыс. м2, а под Конюшенной площадью — подземную парковку. Разработчик концепции и потенциальный инвестор заявили о создании нового типа культурного ландшафта, территории открытого взаимодействия различных культурных кодов, как традиционных, так и актуальных.

Во второй концепции компания "Тандем-Истейт" предлагала создать на территории Конюшенного ведомства многофункциональное культурно-выставочное пространство с образовательной и развлекательной функцией. Кроме того, девелопер хотел провести реставрацию и приспособление комплекса "Императорских конюшен" на "Пушкинский период" эпохи императора Александра I с восстановлением дворовых корпусов архитектора В.П. Стасова №11 и №12 и частично сохранившегося корпуса №13, раскрытием заложенных окон первого этажа на реку Мойку и Екатерининский канал.

"Обе концепции, предложенные инвесторами, интересные. Городу нужно срочно принимать решение о дальнейшей судьбе Конюшенного ведомства, которое сегодня находится в сложном состоянии", — заявил тогда Георгий Полтавченко. Губернатор поручил профильным органам власти в течение месяца определиться с наиболее предпочтительным проектом, проработать схему и источники финансирования.

24 октября обе концепции попали на суд Совета по сохранению культурного наследия. В ходе обсуждения проектов председатель комитета по культуре Константин Сухенко обозначил ещё один, альтернативный, вариант — полное бюджетное финансирование реставрации Конюшенного ведомства под городское музейное и общественное пространство. На реализацию этой идеи, по его словам, потребовалось бы 3 млрд рублей и 4 года.

В 2019 году петербуржцам представили для ознакомления и обсуждения еще пять концепций реконструкции и современного использования архитектурного ансамбля (разработанные ООО "Старт Девелопмент", ООО "Кираса Инвест", ООО "Тандем Истейт", АО "Центр выставочных и музейных проектов" и Государственным музеем истории Санкт-Петербурга). Однако и после этого никаких решений правительство города не приняло.

В 2020 году в интервью "ДП" руководитель музея истории Санкт-Петербурга Александр Колякин заявлял, что здание Конюшенного ведомства требует серьёзной и дорогостоящей реставрации. Он рассказал, что в 2017–2019 годах были выполнены первоочередные противоаварийные работы: замена кровельного покрытия крыш, усиление фундамента и конструкций здания, противоаварийные работы по фасадам, закрытие оконных и дверных проёмов, частичный ремонт системы теплоснабжения и ревизия электрических и сантехнических коммуникаций. В настоящее время объект находится под охраной и закрыт для посещения.

Эпилог

1 января 2021 года Конюшенное ведомство снова поменяло собственника. Теперь оно закреплено за городским Агентством по развитию имущественного комплекса. Как сообщал "ДП" ранее, Музей истории Петербурга отказался от объекта, решение поддержали в комитете по культуре. АРИК взял на себя ответственность за содержание и эксплуатацию комплекса, а также за проведение необходимых обследований для принятия решений по его дальнейшей судьбе. Согласно заявлениям официальных лиц, город не планирует отказываться от права собственности на памятник. Спустя 10 лет разговоров о катастрофическом состоянии ведомства и бесплодных попыток что-либо сделать, власти всё ещё намерены привлечь инвестиции на условиях концессии.

Александра Литвинова Все статьи автора
18 февраля 2021, 07:42 6588
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама