Песня жить помогает: петербургский музыкант выиграл дело против ПФР

Автор фото: Евгения Зарицкая ВК

Петербургский музыкант Евгения Зарицкая победила Пенсионный фонд России, отказавшийся выплачивать ей дополнительное материальное обеспечение (ДМО).

По закону № 21–ФЗ "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан за выдающиеся достижения и особые заслуги" ДМО выплачивается героям РФ и героям труда РФ, кавалерам некоторых орденов — "За заслуги перед Отечеством", Ленина, чемпионам–олимпийцам и т. д. Размер этой доплаты колеблется в пределах 250–415% от социальной пенсии (5,034 тыс. рублей). Но выплаты ДМО прекращаются, если пенсионер имеет оплачиваемую работу.
Композитор Евгения Зарицкая, лауреат ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, с 2013 года получает ДМО. Но в 2020–м ПФР внезапно прекратил эти выплаты. Из ответа на свой запрос музыкант узнала: основанием для приостановления стало выполнение композитором "оплачиваемой работы", а именно — получение отчислений от Российского авторского общества (РАО) за управление авторскими правами на произведения музыканта. Тогда Евгения Зарицкая обратилась в Василеостровский райсуд Петербурга с иском к ПФР о возобновлении выплат ДМО.
Отметим, что подобные споры не слишком распространены. Так, по данным "Консультант+", в Петербурге начиная с 2011 года было рассмотрено только 19 дел, связанных с законом № 21–ФЗ. Одной из причин таких показателей, по оценке Дмитрия Сурчакова, партнёра юркомпании "Степачков и Сурчаков", может быть как нежелание получателей ДМО расходовать время, силы и средства на споры с ПФР, так и относительно незначительный размер выплат. К этому можно добавить запутанность и неоднозначность нашего социального законодательства, говорит эксперт.
Управляющий партнёр офиса Semenov&Pevzner в Петербурге Екатерина Смирнова, представлявшая интересы композитора, отметила, что ни 21–ФЗ, ни 167–ФЗ ("Об обязательном пенсионном страховании") не содержат понятия "оплачиваемая работа". Кроме того, законы не ставят знака равенства между получением выплат от РАО и оплачиваемой работой. "Команде Semenov&Pevzner удалось доказать, что толкование закона ПФР является некорректным", — отметила Екатерина Смирнова. Василеостровский райсуд Петербурга обязал ПФР возобновить выплаты ДМО, а также взыскал с ответчика 148 тыс. рублей, которые фонд задолжал Евгении Зарицкой.
"Данное дело ставит перед судебной системой острый вопрос: что же следует понимать под “оплачиваемой работой”? Является ли таковой, например, получение дивидендов, если гражданин — участник (акционер) общества, или получение доходов от сдачи в аренду недвижимости, транспортных средств? Можно ли данную деятельность трактовать как разновидность “оплачиваемой работы”?" — задаётся вопросом Дмитрий Сурчаков.