2020–й стал годом, когда в условиях самоизоляции в полной мере осознало себя влиятельное креативное меньшинство — интроверты. В долгосрочной перспективе движение за их права может повлиять на индустрию корпоративов, а на офисном рынке оно меняет правила игры уже сейчас.
Давайте признаем: современный деловой мир захватили экстраверты. Это они навязали офисному рынку формат опен–спейса — якобы для повышения коммуникации. Но что если эффективность сотрудника зависит от количества прочитанных в тишине книг, а не от объёмов вываленных ему в уши сплетен?
А уж тимбилдинги, корпоративы и все форматы скрещивания сотрудников с алкоголем — это же вообще насилие над личностью! Когда древние греки проводили философские "симпозиумы", они разбавляли вино, у нас же рестораторы ставят на шведские столы сразу водку. И вот уже сотрудник Вася лезет к сотруднику Пете, порождая горячую тему для обсуждений на следующий квартал. Растеряют ли корпоративный дух компании, которые в 2020–м обойдутся без этого?
Пару недель назад биржа Nasdaq предложила обязать включать в состав совета директоров минимум одну женщину и одного афроамериканца или представителя ЛГБТ. А что интроверты? Об их правах кто–нибудь из левых интеллектуалов подумал? Нет! Но диктатуру экстравертов подорвала удалёнка. Внезапно выяснилось, что в некоторых профессиях не обязательно "тусоваться", чтобы поддерживать эффективность. И даже для коммуникаций дистанционные форматы немногим хуже офлайна. Тут–то и пролегла пропасть между двумя психотипами. Экстраверты взвыли, клеймя онлайн и пророча новому миру крах, тогда как интроверты адаптировались и — к удивлению своих угнетателей — не захотели возвращаться.
Не случайно IT–рынок переезжает в коворкинги: программисты — замкнутый народец, и многим гибридный формат показался удобнее. На очереди — университеты и образование. Борьба началась! И бездумные корпоративы, которые так защищают рестораторы, должны пасть их жертвой первыми.