Это история большой семьи: дедушка родом из Алжира, переехал в 1950–х во Францию. Его дети выросли здесь, внуки и внучки также родились в многонациональных семьях. Поскольку дедушка внезапно умирает, не оставив указаний по поводу обряда его похорон, многочисленные домочадцы спорят о его религиозности или светскости, взглядах на мир и предпочтениях. Естественно, среди родственников нет единства ни по одному вопросу. Однако они всё–таки хоронят его — хочется сказать, по итогам длительных переговоров и широких компромиссов, ссор и обид.
Кроме обычной морали (мы не знаем по–настоящему даже наших близких) этот фильм по–своему представляет проблему поисков идентичности — национальной, культурной и так далее. Это и есть в широком смысле "Франция сегодня", хочет сказать нам автор. Сложный поиск общего языка — с учётом противоречивых интересов и предрассудков.
Нельзя сказать, что картина общества выглядит радужной, но она и не слишком удручающая. "Люди как люди, только селфи испортило их", — мог бы сказать по этому поводу известный литературный персонаж (наши герои, скорбя не понарошку, пытаются в то же время сфотографироваться даже с усопшим). Да, они не ангелы. Смешные диалоги в духе "смех и грех": герои напряжённо обсуждают, какой должна быть внутренняя отделка для гроба, а также достаточно ли экологичен материл, из которого сделан сам гроб. Даже в момент скорби они остаются французами, хочет сказать нам автор, — споря о том, какие цвета гармонируют с какими (бежевое будет сливаться с белым). Чтобы снять напряжение, кто–то предлагает проголосовать.
Тут, пожалуй, важен тон, который выбирает режиссёр для разговора на болезненные темы. Автор не скрывает от нас недостатков героев, не строит иллюзий по поводу взаимопонимания (мать и дочь в принципе не способны понять друг друга — мать героини как раз и играет Фанни Ардан). Но кто сказал, что на тему межнациональных отношений нужно говорить как–то иначе? Этот фильм может показаться нам надуманным, а проблемы героев — преувеличенными. Но, возможно, оттого, что в нашем кинематографе на эти темы вообще не принято говорить?..
Заметим, что фильмы и сериалы на эту тему в России, где она ничуть не менее актуальна, можно пересчитать на пальцах одной руки. Взять хотя бы сериал "Дружба народов" (2014 год, ТНТ). Но это, конечно, комедия — на серьёзные темы у нас можно говорить только в шутку, это такое правило.
Здесь же автор соблюдает очень тонкий баланс — за счёт псевдодокументальной съёмки — между драмой и трагикомедией. Фильм вовсе не обязан занимать патриотическую позицию (героиня в итоге решает принять алжирское гражданство, выясняя с помощью ДНК–теста своё происхождение). Напомним, что Алжир, будучи французской колонией, в 1962 году стал независимым государством, чему предшествовала кровопролитная война с метрополией. Таким образом, этот фильм — в том числе и проговаривание исторических травм. Без нравоучений, но и без вранья. По крайней мере, ни у кого не вызывает сомнений, что говорить об этом лучше так, чем молчать.