COVID-анализы вместо праздника: петербургские аниматоры лишились заказов

Автор фото: Лидия Верещагина
Автор фото: Лидия Верещагина

Деды Морозы, Санта–Клаусы и event–агентства адаптируются к первому Новому году коронавирусной реальности.

Новогодние праздники и длинные зимние каникулы традиционно являются самым прибыльным сезоном для аниматоров. Однако в этом году спрос на их услуги существенно упал. Теперь актёрам с белыми бородами и красными мешками приходится привлекать внимание клиентов при помощи нестандартного креатива и справок о наличии антител к COVID–19.

Сантоизоляция

Последние годы Дедов Морозов и Санта–Клаусов на рынке услуг аниматоров пытаются вытеснить популярные мультгерои из таких проектов, как "Маша и Медведь", "Холодное cердце", "Фиксики" и так далее. По данным сайта "Авито", четверть родителей между Дедом Морозом и озорной Машей из мультика выбирают последнюю. Однако Дед Мороз и Санта–Клаус всё же остаются наиболее классическими новогодними персонажами и самым привычным способом доставки подарков детям. Но в этом году пообщаться с ними стало труднее.
Руководительница петербургской фирмы по заказу услуг Деда Мороза и Снегурочки Анфиса Дмитраченкова рассказывает, что они в этом году отказались от практики прихода к заказчикам в гости и полностью перенесли свои услуги в онлайн. "Дети понимают ситуацию, поэтому готовы выйти с дедушкой на связь онлайн, но это подходит не для всех возрастов", — рассказывает предпринимательница.
Как показывают данные сайта "Авито.Услуги", спрос на "онлайн Дедов Морозов" увеличился на 80%. В среднем видеоконференция стоит тысячу рублей. На других сайтах объявлений в Петербурге поздравление от волшебника онлайн может стоить от 300 рублей до 5 тыс. Уже сейчас около 7% жителей России сделали предзаказ на поздравление через интернет.
Российская индустрия переживает те же проблемы, что и её заокеанские коллеги. В США существует целая культура общения с Сантой, для которого устанавливают трон практически в каждом крупном торговом центре. Детям — позитивные эмоции, владельцам ТРЦ — увеличение покупательского трафика. В этом году сесть на коленки к герою в короткой красной шубе вряд ли у кого–то получится. Ведь Санта–Клаус традиционно изображается в преклонном возрасте, то есть теоретически он попадает в группу риска. Американское общество, катастрофически пострадавшее в ходе первой волны пандемии и до сих пор не оправившееся, предпочитает не шутить с такими вещами. В лучшем случае пообщаться можно на расстоянии и в маске. Некоторые торговые центры поместили пожилого волшебника за стекло.
Похожим образом обстоят дела в Европе. В датском городе Ольборг Санта–Клаус сидит под огромной прозрачной полусферой. В онлайне в этом году оказался и главный Санта–Клаус мира, который объявил об открытии рождественского сезона из Лапландии по видеосвязи.

Антитела как гарантия

Аниматоры, решившие продолжить лично приходить к детям, столкнулись с ощутимыми сложностями. По данным "Авито", спрос на их услуги сократился на 12%, хотя объявлений с предложением стало больше на 7%. Кроме того, в этом году компании отменили корпоративы и праздники в детских садах, что существенно сузило рынок.
Чтобы привлечь хоть каких–то клиентов, аниматоры стараются выделиться на фоне конкурентов. Последний тренд — писать о том, что у Деда Мороза есть антитела к коронавирусу.
Как рассказывает автор самого популярного объявления про "Деда Мороза с антителами" Алексей Панасюк, он придумал это случайно. Просто как раз когда он переболел COVID–19 и получил справку о наличии антител, пришло время обновить информацию на сайте. Объявление стало популярно в интернете, про него написали многие городские СМИ, но, как говорит сам актёр, на его работу это не очень повлияло, так как журналистов звонит больше, чем потенциальных заказчиков. Алексей Панасюк упорно продолжает оказывать услуги офлайн и подрабатывать видеопоздравлениями, несмотря на формирующийся спрос, не собирается. "В онлайн–поздравлении нет никакого новогоднего чуда, и для меня это странно, совсем не то, что лично", — говорит он.
Как рассказывает другой "Дед Мороз с антителами" Алексей Бударин, сейчас конверсия составляет около 30% от общего числа звонков. "В начале декабря это нормально, поводов для беспокойства я лично не вижу. Ближе к Новому году конверсия увеличится до 80%", — рассказал он корреспонденту "ДП". При этом показатели снижаются уже не первый год. В 2019 году количество заказов у Алексея Бударина уменьшилось на восемь по сравнению с 2018–м. В нынешнем сезоне стоимость выезда "Деда Мороза с антителами" 31 декабря стоит в среднем около 7 тыс. рублей.

Далеко ли до Устюга?

Ещё одним способом увидеться с Дедом Морозом является поездка в его официальную резиденцию в Великом Устюге.
Чаще всего туда ездят туристы именно из Петербурга. Городские турфирмы даже организуют к Деду Морозу специальные тематические туры. Обычно путёвки начинают бронировать ещё в августе. В прошлом году пик спроса пришёлся на середину октября — середину ноября, но сейчас продажи идут с задержкой, так как люди опасаются планировать поездки заранее.
Как рассказывает коммерческий директор туристической компании "Россия Плюс" Виталий Коган, спрашивать о турах в Великий Устюг стали чаще. Вероятно, это связано с уменьшением количества других туристических направлений, но интерес не всегда монетизируется в покупки из–за неоправданно высоких цен. Популярностью пользуется пакетный тур с проездом в вагонах с питанием и аниматорами. Стоимость такого предложения варьируется от 20 тыс. до 30 тыс. рублей. "На старте продаж было принципиально оставить цены прошлого сезона, предполагая, что у граждан снизились доходы из–за ситуации с коронавирусом", — говорит Виталий Коган.
"Часто сталкиваемся с тем, что туристы хотели бы отправиться в путешествие, но очень упал уровень жизни и финансовые возможности сократились", — поддерживает эту точку зрения директор фирмы "СИДО–тур", специализирующейся на детском отдыхе, Ирина Артемьева. Туры предполагают трёхдневный отдых с выездом 3 января из Петербурга на единственном поезде "Зимний экспресс" с прямым маршрутом до Великого Устюга. По словам Ирины Артемьевой, количество броней упало. В прошлом году к декабрю было забронировано уже 70% состава, сейчас же — только 50%.
Несмотря на то что в event–индустрии и сфере туризма цифры, показывающие снижение спроса и заказов, явно намекают на то, что год едва ли можно назвать успешным, многие надеются, что в последний момент случится то, что называют "новогодним чудом". Показатели вдруг повысятся, и праздник всё же к нам придёт, пусть даже в этом году из–за коронавируса холдинг Coca–Cola и отменил свой легендарный рождественский караван.