Пандемия помогла: COVID подстегнул цифровизацию в строительстве

Автор фото: vostock-photo

Ограничения, введённые из-за распространения коронавируса, стали катализатором процессов цифровизации строительного и риелторского бизнеса.

Согласно прошлогоднему исследованию Strategy Partners, 96% респондентов не видели смысла в диджитализации. Поэтому компании внедряли лишь отдельные элементы цифровых решений. Производственные процессы также оцифровывались частично, а интернет вещей, интегрированные системы управления проектами и контроль на стройплощадке интересовали менее 10% компаний. 2020–й несколько поменял ситуацию: в год коронакризиса диджитализация стала одним из трендов рынка.
Так, СК "Инвестторг" использует дистанционные продажи и электронный документооборот; целый спектр решений применяет "ЮИТ, Жилищное строительство, Россия, Санкт–Петербург".
В компании "Главстрой Санкт–Петербург" есть CRM для контроля, введён электронный документооборот, электронная площадка для закупок. Развиваются дистанционные продажи, системы информационного моделирования строительства (BIM).
Группа "Эталон" использует BIM на всех этапах жизненного цикла проектов, внедряет сервисы для персонала. Это часть новой стратегии компании, цель которой — "выйти в лидеры российского рынка девелопмента по операционной эффективности за счёт полномасштабного внедрения цифровых решений в области контроля над издержками и упрощения структуры владения активами". Большой спектр digital–инструментов применяет группа "ЦДС": для документооборота, проектирования, управления персоналом, торгов и т. д.
На вторичном рынке — меньший спектр digital–инструментов. Так, в АН "Динас" есть электронный документооборот, СRМ–система, бронирование, управление рекламой и проч. По словам Юрия Сергеева, генерального директора АН "Динас", активизировались сервисы, связанные с регистрацией. В то же время онлайн–показ по–прежнему не востребован.
Ускорению диджитализации способствуют и государственные сервисы. По состоянию на 1 декабря треть заявок на регистрацию прав собственности по стране подана в Росреестр в электронном виде. В Петербурге количество электронных сделок почти удвоилось. Использует электронные сервисы и Госстройнадзор. Как заявил начальник ведомства Владимир Болдырев, в электронном виде проходит большая часть процедур. Кроме того, "началась работа, направленная на дальнейший переход рабочих процессов ведомства в цифру". Прежде всего в контрольно–надзорной деятельности. Создана рабочая группа, которая прорабатывает техзадание для цифровой платформы надзора.

На подступах к интернету вещей

А вот интернет вещей (IoT — Internet of Things) пока не пользуется популярностью у строителей.
"До интернета вещей в полном объёме ещё не добрались, но базовый объём умного дома уже в работе", — заявил Владимир Шабанов, вице–президент "ЮИТ, Жилищное строительство, Россия, Санкт–Петербург".
По мнению Михаила Орлова, директора департамента информационных технологий группы "ЦДС", такой сервис больше подходит для эксплуатации, нежели для строительства. Поэтому пока компания использует лишь умные счётчики.
"На сегодняшний день затраты на внедрение зачастую оказываются выше, чем экономический эффект. Но технология совершенствуется, конечные устройства дешевеют, и, по оценкам наших специалистов, её можно будет активно применять через 2–3 года", — пояснил Роман Тарасенков, директор по развитию цифровой платформы группы "Эталон".

Digital–выбор

По расчётам чиновников, благодаря цифровизации стоимость строительства может сократиться на 23%, в том числе из–за снижения числа ошибок в проектах.
По оценкам застройщиков, оцифровка той или иной операции в среднем сокращает расходы на 20–50%. Высокую экономию дает BIM — до 50%.
"Сегодня у нас есть инструменты, которые позволяют гибко реагировать на изменение внешних обстоятельств, сохранять качество взаимодействия с покупателями, коллегами, партнёрами. Но также повышать эффективность процессов — от проектирования до закупок интернет–рекламы. Залог успеха в том числе — в скорости принятия и реализации решений", — заявил Дмитрий Ефремов, руководитель аналитического центра "Главстрой Санкт–Петербург".
Выбор сервисов для автоматизации, как правило, обусловлен не желанием экономить, а срочными потребностями компании.
Ускорение ритма жизни и постоянное появление новых технологий заставляют меняться бизнес, указывает Роман Тарасенков: "Мы пытаемся смотреть “за горизонт”, тестируем новые технологии и внедряем самые перспективные на наш взгляд".
По словам Михаила Орлова, в первую очередь ЦДС автоматизировала направления, где было много рутинных операций. Параллельно — требующие больших расчётов и обилия информации. Далее работа идёт по запросу руководителей разных уровней. "Также очень часто находим возможности для автоматизации и оптимизации в ходе выполнения смежных задач", — добавил он.

Цифровизация на вырост

Катализатором ухода в цифру выступила пандемия. "Пришло осознание, что большинство вопросов можно решить удалённо", — отмечает Михаил Орлов.
"В 2019 году мы внедрили сервис дистанционных продаж, так как значительная часть наших клиентов — региональные покупатели. Благодаря такому подходу встретили пандемию подготовленными", — рассказала Анастасия Новгородская, директор по продажам и маркетингу СК "Инвестторг".
Роман Тарасенков, впрочем, сомневается, что без пандемии диджитализация шла бы медленнее. "Ограничения заставили пересмотреть планы и изменить приоритеты, но ритм остался прежним. Мы просто поменяли очередность запуска сервисов", — пояснил он.
Год назад участники опроса определили топ–5 наиболее перспективных технологий: BIM, big data, беспилотные летательные аппараты, облачные решения для коллаборации и интернет вещей.
С точки зрения Романа Тарасенкова, следует ожидать появления новых технологий, более мощных и компактных мобильных устройств. Тренд на цифровизацию будет усиливаться и благодаря позиции государства, которое подталкивает бизнес к внедрению прогрессивных технологий.
То, что компании всерьёз занялись диджитализацией, видно по росту запросов на ИТ–специалистов, считает Михаил Орлов. "Ещё один активный тренд — переход на мобильные устройства, позволяющие работать за пределами офиса. Все стремятся к формированию непрерывной цепочки создания ценностей. В связи с этим диджитализация будет активно развиваться", — уверен он.