Уязвимый non–food: карантинные потери отрасли достигли десятков миллиардов рублей

Автор фото: Ермохин Сергей
В 2020–м самое тяжёлое время для непродовольственной розничной торговли выпа­ло на апрель. Если food–ретейл упал тогда на 9,1%, то non–food потерял все 35%. По данным Ассоциации компа­ний розничной торговли (АКОРТ), простой в период ограничений (ко­нец марта — июнь) крупным сетям обошёлся в 35 млрд рублей ежеме­сячных убытков.

Вить гнёздышко

"В результате сложившейся со­циально–экономической ситуации оборот розничной торговли, по данным Росстата, составил в январе–сентябре 2020 года 23 925,5 млрд рублей, или 95,2% к соответствующему уров­ню прошлого года. При этом по food–ретейлу этот показатель составил 97,6%, по непродовольственному — 93%", — говорит директор по внеш­ним связям АКОРТ Илья Власенко. По данным агентства M. A. Research, продажи непродовольственных то­варов в сопоставимых ценах сокра­тились на 7,1% в январе–сентябре 2020 года. Мебель "упала" на 6,7%, мо­бильные телефоны — на 4,9%, муж­ская, женская и детская одежда — на 30%, обувь — на 15,5%, ювелирные изделия — на 59,1%, а продажи часов уменьшились почти вдвое.
"В круп­ных торговых центрах сократилось количество арендаторов. Можно с уверенностью сказать, что постра­дали продажи всех позиций, не относящихся к категории товаров пер­вой необходимости", — отмечает пар­тнёр агентства M. A. Research, руко­водитель направления "ретейл" Ан­на Синявская.
Читайте также:
ТОП 100
ТОП-100 — 2020
Как в любой кризис, потребите­ли возвращаются к своим первич­ным потребностям по пирамиде Маслоу: еде и безопасности. Как отмечает генеральный директор информационно–аналитического агентства Infoline Иван Федяков, по­заботиться о последней петербуржцы решили в магазинах товаров для дома. В 2020 году обустройство квар­тиры для многих вышло на первый план — это позволило выжить ретей­лерам бытовой техники и электрони­ки, а также DIY–сегменте.
Директор розничной сети "Сити­линк" Александр Лозовский в разговоре с "ДП" подчеркнул, что сег­мент бытовой техники и электрони­ки и в локдаун, и сейчас чувствует себя неплохо. Продажи сети в начале режима самоизоляции выросли в 1,5 раза по отношению к прошло­му году в финансовом выражении. Популярностью пользовались това­ры для удалённой работы (например, продажи web–камер достигали ро­ста в 7 раз, смартфонов — в 2,5 раза, а ноутбуков — в 1,5–2 раза). "Также ка­рантин оказал влияние на увеличе­ние интереса к бытовой технике, то­варам для здоровья и климатическо­му оборудованию", — говорит Лозов­ский. Спонтанных покупок, по его словам, сейчас становится меньше: покупатели опасаются за своё буду­щее и стараются сохранить деньги.

Взяли подешевле

Несмотря на принудительное за­крытие торговых точек и общее затишье на рынке non–food–ретейла, 2020–й оказался богат на крупные сделки и слияния. По словам Фе­дякова, событие года — это захват Сбербанком рынка розничной тор­говли. В этом году компания начала сотрудничать со многими непродо­вольственными ретейлерами. Сре­ди них "Ив Роше", "220 Вольт", "Улыб­ка Радуги", "Дочки–Сыночки", Home Market. Эксперт уверен: агрессивный выход компании в ретейл мо­жет драматично сказаться на других игроках рынка. "Сбербанк имеет все шансы занимать лидирующие пози­ции. Важно понимать, что правая рука Германа ГрефаЛев Хасис, человек, который возглавлял Х5 Retail Group", — поясняет Федяков.
Самая крупная сделка на рынке петербургской розничной торговли в этом году тоже пришлась на non–food–сегмент. "Максидом" купил сеть магазинов товаров для строи­тельства Castorama у британской компании Kingfisher. Сумма сдел­ки — 7,4 млрд рублей, 80% из которых "Максидом" выплачивает сразу, а остальные 20% — в течение 2 лет.
Эксперты оценивают решение ре­тейлера по–разному. Одни уверены, что Castorama — слишком убыточ­ный бизнес (в 2018 и 2019 году ком­пания получила убыток на россий­ском рынке 9 млн фунтов стерлин­гов), другие полагают, что сделка даст "Максидому" шанс расширить географию присутствия и поднять­ся в лидерах DIY–рынка.
В числе значимых слияний экс­перты отмечают также сделку на парфюмерно–косметическом рынке. Компания "Л’Этуаль" стала мажоритарным акционером сети "Подружка". Ретейлер занял в устав­ном капитале долю 90%. Аналитики считают, что сумма сделки составля­ет приблизительно 5,5 млрд рублей. В целом решение "Л’Этуаль" очевид­но: экономсегмент в последние не­сколько лет только растёт, в 2020–м почти все крупные игроки активно развивают дискаунт–форматы.
"Конечно, если смотреть в общем и целом, это негативная тенденция. Вместо среднего класса мы получа­ем широкий спектр экономсегмен­та. “Л’Этуаль” повернулся лицом к покупателю и занял востребован­ную нишу на рынке. К тому же “По­дружка” не является конкурентом сети, а сделка позволит усилить за­купочные силы", — считает Иван Федяков.

Копейка рубль бережёт

Аналитики в один голос говорят, что покупательная способность бу­дет и дальше ползти вниз. По данным Infoline, реальные доходы на­селения во II квартале текущего го­да упали на 8%, в III — на 5%, в IV, по прогнозам агентства, будут ко­лебаться в районе 5–8%. Неизвест­но, будет ли вслед за второй третья и четвёртая волны коронавируса, но восстанавливаться доходы бу­дут долго и безотносительно пан­демии. По словам Анны Синявской, модель потребления сейчас мож­но охарактеризовать как сберега­тельную — покупатели строго кон­тролируют бюджет, отказываются от трат не первой необходимости. Это дополнительно стимулиру­ет развитие сегмента "ниже сред­него" и разнообразных дискаунт–форматов.
В M. A. Research отмечают, что в 2020 году многие магазины за­крылись — как сетевые, так и одиночные. "В большинстве сегментов по итогам года сократится общее число торговых точек, а в условиях слабого рубля можно ожидать роста цен. В этом плане непродовольствен­ный ретейл более уязвим, чем продовольственный", — резюмируют в агентстве.
Мы в целом семейная и относительно небольшая компания со всеми вытекающими плюсами и мин-сами. Главная особенность — мы все хорошо друг друга знаем. (Сестра Хатуля о брате).
Тимур Авсаджанашвили
генеральный директор, "Бабочка"
Технологичность всегда связана с удобством. Мы делаем всё, чтобы нашим покупателям было удобно совершать покупки в "Улыбке радуги".
Алексей Баулин
генеральный директор, "Улыбка радуги"
Материал подготовлен в рамках проекта ТОП-100 — 2020 .