Бедных недосчитались: как методики подсчета избавляют от нищеты

Автор фото: Коньков Сергей
Глава Счетной палаты, экономист Алексей Кудрин.
Пандемия привела к росту бедности в мире. Как заявил вчера председатель Счётной палаты РФ Алексей Кудрин в эфире телеканала "Россия-24", если до прихода коронавируса менее чем на 1 доллар в день проживали 8,2% населения земного шара, то сейчас таковых уже 8,8%.
Впрочем, российские граждане не входят ни в 8,2%, ни в 8,8%. Как уточнил главный счетовод страны, объясняется это тем, что "мы-то, естественно, эту проблему давно решили, мы эту нищету самую серьёзную давно уже преодолели". Выходит, проблемы бедности в России не существует.
Хочется верить, что в нашей стране, в самом деле, нет людей, живущих менее чем на 1 доллар в день, то есть на 76 рублей 46 копеек, или примерно 2300 рублей в месяц. Но разве это означает, что в России не осталось нищих. Показатель в 1 доллар в день — как мерило уровня бедности — был установлен Всемирным банком (ВБ) в 1990 году. Но с того времени он неоднократно пересматривался — до 1,25 доллара в 2005 году и 1,9 доллара в 2015-м.
Однако этим ВБ не ограничился. Уровень в 1 доллар в 1990 году и 1,9 доллара в 2015-м установлен на основе стандартов, применяемых в беднейших государствах мира. Но Всемирным банком были приняты и другие уровни бедности, рассчитанные на страны с более высокими доходами населения. Например, в России ВБ считает бедными тех, кто живёт менее чем на 5,5 доллара в день, или 12,6 тыс. рублей в месяц по нынешнему курсу. А таковых немало.
В РФ есть и собственный показатель уровня бедности — прожиточный минимум (на 2020 год он равен 10 609 рублям). Согласно данным Росстата, процент людей, чьи доходы не превышают этот показатель, вырос с 10,8% в 2013 году до 12,3% в 2019-м. Как изменится эта доля по итогам коронавирусного 2020-го, Росстат нам сообщит через 5–6 месяцев. И есть большие сомнения, что ведомство, которое хотя и постоянно "улучшает" свои методики подсчёта, отрапортует об улучшении ситуации.
Очевидно, говорить о решении проблемы бедности крайне преждевременно. Подобные высказывания, возможно, вполне уместны для международной аудитории, но у российских граждан в нынешней ситуации они скорее станут поводом для очередных насмешек над представителями властных структур, которые, как выясняется, плохо осведомлены о том, как живётся в стране. Эта оторванность от реальности вызывает лишь разочарование и гнев у её жителей.