Тепло ли тебе, девица: в магазинах шуб подсчитывают убытки на старте сезона

В магазинах шуб начался сезонный рост продаж. Однако эксперты не уверены, что приближение зимы компенсирует ретейлу недополученную выручку.

В 2019 году объём российского fashion–рынка оценивался в 2,29 трлн рублей. В результате пандемии глубина падения рынка может составить от 20–25% (при оптимистическом сценарии) до 40%, прогнозирует генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак–Клейманс.
Во многом исход будет зависеть от второго полугодия: III и IV кварталы самые значимые (у большого числа компаний две трети оборота приходится на период с августа по декабрь, когда клиенты приобретают верхнюю одежду для осеннего и зимнего сезонов).
"В этом году первые недели осени, которые исторически являлись наиболее активными для ретейла, принесли разочарование, особенно среднему и малому бизнесу. В Москве и Петербурге выручка магазинов одежды в сентябре в сравнении с тем же периодом прошлого года сократилась на 13%, а обуви — на 28% и 26% соответственно. В целом по РФ тренд также негативный, хотя выражен более мягко — сокращение продаж одёжных магазинов на 5%", — поясняет эксперт.
Основатель и генеральный директор магазина шуб из искусственного меха ONLY ME Владимир Трегубов в свою очередь добавляет, что первая волна пандемии и самоизоляция пришлись на весну — наименее показательный период для спроса на верхнюю одежду. "Бесспорно, ситуация с карантином сказалась на продажах, но, если бы это произошло осенью или зимой, потери у ретейла оказались бы гораздо существеннее", — резюмирует он.
Несмотря на все сложности, опрошенные "ДП" петербургские ретейлеры констатируют, что в сентябре–октябре продажи шуб как из натурального, так и из искусственного меха росли. В аналитическом департаменте Wildberries подсчитали, что в период с 1 сентября по 12 октября продажи шуб увеличились на 11% в штуках относительно аналогичного периода 2019 года. "Динамичнее всего сейчас растут продажи модных шуб–чебурашек — более чем в 19 раз, что ещё раз подчёркивает интерес покупателей и сохранение моды на один из главных трендов верхней одежды прошлой зимы", — рассказали в пресс–службе онлайн–ретейлера.
О росте продаж говорят и в пресс–службе интернет–магазина Lamoda, в котором товарная категория шуб представлена в основном изделиями из искусственного меха, в том числе так называемыми моделями "тедди". В сентябре 2020 жители Петербурга приобрели на 33% больше шуб, чем в 2019 году, и на 180% больше, чем в 2018–м.
"Динамичнее всего продажи, как правило, идут в начале зимы, однако в прошлом сезоне они заметнее росли в декабре и феврале: на 34% и 35% соответственно", — говорят в Wildberries. На Lamoda самым активным месяцем в прошлом сезоне оказался январь, когда петербуржцы заказали в 2,5 раза больше шуб, чем в том же месяце годом ранее.

Зима неблизко

Однако не все участники рынка столь оптимистичны. "В сравнении с сентябрём предыдущего года мы наблюдаем снижение продаж в магазинах Петербурга и Москвы более чем вдвое. Стоит отметить, что снижается скорее не спрос, а финансовые возможности наших клиентов, — сетует создательница бренда шуб из экомеха Anse Мария Кошкина. — Судя по ситуации в начале осени, уже очевидно падение продаж в грядущем зимнем сезоне в офлайн–точках. Надеюсь на снижение выручки не более чем на 15%, ведь компания и так сейчас несёт большие расходы по переоборудованию магазинов по новым требованиям социальной дистанции и организации работы в магазинах". Уже в прошлом сезоне, по словам основательницы Anse, динамика продаж заметно сместилась в сторону онлайна, количество дистанционных заказов экомеховых изделий увеличилось почти на 40%.
В ONLY ME отмечают, что давать оценку продажам шуб в этом году ещё рано: наиболее релевантные показатели будут понятны зимой. При этом Владимир Трегубов согласен, что спрос на изделия из искусственного меха растёт год к году. "Многое в этом отношении зависит от погодных условий: прошлая зима в центральной части России оказалась аномально тёплой, поэтому всплеска спроса не произошло (причём это касается всей верхней одежды, не только шуб). В этом году, согласно прогнозам, зима будет нормальной. Мы опираемся именно на такой прогноз и рассчитываем на рост продаж порядка 15–20% относительно прошлого зимнего сезона", — говорит он.

Натуральное в моде

Грядущей зимой в моде будут шубы прямого кроя длиной примерно до колена (до середины икры) с классическим воротником и прямым рукавом, отмечают стилисты.
"Главная модная тенденция — мех астраган. Разноцветные астрагановые шубы уже появляются в магазинах. Они отлично сочетаются и с джинсами, и с брюками, и с армейскими ботинками на шнурках. Это шубы среднего ценового сегмента (стоимостью порядка 30 тыс. рублей). Шубы из экомеха также будут актуальны этой зимой", — рассказывает модный консультант Ольга Богадевич.
Согласно исследованию потребительского сектора, проведённому консалтинговой компанией Deloitte в 2020 году, для 69% россиян важно использование натуральных материалов (кожи и меха) в одежде и обуви. При этом каждый четвёртый респондент (26%) готов приобрести одежду из натуральных материалов, даже если она окажется существенно дороже.
Сами же ретейлеры при этом подчёркивают, что спрос на изделия из искусственного меха растёт год от года: благодаря выходу на рынок масс–марок клиент привык к тем шубам, которые поначалу вызывали удивление и множество негативных реакций.
Ещё одно преимущество — за время существования сегмент стал конкурентным, а продавцы сформировали свою целевую аудиторию, основываясь на собственных отличительных характеристиках.
"В Anse, например, мы занимаем позицию, отличную от масс–марок, боремся с “быстрой модой” (продавая изделия, которые будут актуальны несколько сезонов подряд) и работаем напрямую с производителями меха", — рассказывает Мария Кошкина.
"Искусственный мех наиболее востребован в европейских странах. В России он менее распространён, но достойные варианты тоже есть. По цене они вполне доступны для среднего класса. Главный минус таких изделий в том, что они недостаточно тёплые для северного климата", — подчёркивает Ольга Богадевич.