Комедия про американскую избирательную систему — что может быть комфортнее для российских прокатчиков?.. Поскольку она должна подтверждать популярную в России мысль о том, что демократия устарела и неэффективна.
У демократии сегодня действительно есть проблемы. Однако одно дело — самокритика от тех, чей демократический опыт исчисляется двумя столетиями, и совсем другое — скептицизм тех, у кого подобного опыта по историческим меркам почти нет.
Сюжет очень американский: политтехнолог от демократической партии Гари Циммер (Стив Карелл) решается провернуть хитрый трюк — предложить в качестве кандидата от демократической партии бывшего полковника морской пехоты Джека Гастингса (Крис Купер) — он баллотируется на пост мэра небольшого городка в консервативном штате Висконсин.
Все понимают, что полковник придерживается других взглядов, но — "политика сегодня превратилась в математику".
Всем нужны деньги, всем нужен успех, всем нужна победа. Тем более что творцы этих побед — технологи — одни и те же люди, которые, так сказать, вне морали. В итоге разницу между демократами и республиканцами сегодня обнаружить всё сложнее.
Фильм полон смешных цитат на эту тему: "Он демократ — но он пока не знает об этом". "Коров не ставьте в центр кадра — он ведь умеренный кандидат". "Новый демократ — синий с примесью красного". Не означает ли это, что любые политические идеи и убеждения окончательно потеряли свою ценность?..
Так думают сегодня многие, и можно представить, что и сам режиссёр фильма придерживается тех же взглядов. Однако Джон Стюарт, кинорежиссёр и телеведущий, — убеждённый либерал, хотя и часто критикует демократических лидеров за устаревшие взгляды (в частности, Байдена).
Ирония автора вовсе не означает разочарования в демократических идеях — однако предполагает высокую степень самокритики, которая может служить примером и для нас. В самой Америке этот фильм воспринимается как публицистика, цель которой сказать всем: "Задумайтесь!"
Благодаря фильму мы имеем редкую возможность, например, увидеть либеральную тусовку глазами консерватора — собственно, этот момент один из ключевых. Условный фермер из глубинки попадает на тусовку — вашингтонскую или нью–йоркскую; легко при желании представить на его месте нашего консерватора, который попал бы на либеральную тусовку в Москве или Петербурге.
Где все говорят непонятно о чём, зарабатывают непонятно на чём — и при этом все остальные должны почему–то прислушиваться к этим умникам — к тому же называющим обычную вечеринку "мотивирующим вечером".
Не раскрывая сюжета, скажем лишь, что описанная интрига — не единственная в фильме и в финале, как водится, нас ждёт ещё один ход — где поверженными в итоге оказываются обе политические силы: и консерваторы, и либералы. Но каким бы популистским ни выглядел этот взгляд, фильм ставит перед нами вполне актуальный вопрос: как сделать демократию привлекательной?
От каких дурных привычек следует отказаться? Возможно, самый простой рецепт — отказаться врать друг другу?.. Ну и, конечно, с одинаковым уважением относиться ко всем. А не только к своим.