Свобода бизнеса или новые жертвы: безвыходное положение Смольного

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков

Власти Петербурга в надежде обойтись малой кровью категорически не хотят снова останавливать экономику города. Но затягивание вопроса лишь усугубляет эпидемическую обстановку. "Правильного" выбора в этой ситуации у Смольного нет.

С наступлением второй волны пандемии администрация Петербурга попыталась изменить тактику борьбы с коронавирусом. Теперь Смольный не спешит закрывать всё, что только можно, а призывает к самосознательности граждан. То же самое в Москве недавно делал Сергей Собянин. Но последние заявления мэра и его команды дают понять, что терпение заканчивается. Тотальное несоблюдение масочного режима и полное отсутствие социальной дистанции в двух столицах стали обыденностью, бороться с которой не помогают даже крупные штрафы.
Собеседники "ДП" в правительстве Северной столицы отмечают, что Смольный решил исповедовать новый подход к борьбе с коронавирусом благодаря меньшей ориентации на консервативный Роспотребнадзор и более внимательному отношению к рекомендациям независимых экспертов и аналитических групп, представляющих интересы бизнеса. Влияние Роспотребнадзора ослабло ещё в середине лета, когда наблюдался явный кризис между властью и надзорным органом.
Помимо очевидных плюсов для бизнеса и экономики у новой тактики Смольного есть неоднозначная сторона. Обществу подаётся такой сигнал: "Мы вам — свободу, а вы, пожалуйста, носите маски и работайте из дома. А если что-то пойдёт не так, то сами виноваты. Мы же предупреждали". Иными словами, петербуржцам предложили разделить ответственность за выход ситуации из-под контроля.
Теперь посмотрим, что происходит в Петербурге с точки зрения рядового жителя города. По 50 жертв за сутки, как это было в июне, пока не фиксируется, но кривая подбирается к критическим отметкам. Суточная заболеваемость за считанные дни взлетела до майских показателей, когда в городе были закрыты даже храмы, не говоря уже о парках, ресторанах, барах и торговых центрах. При этом самоизоляции и повсеместных запретов сейчас нет. "А так можно было?" — спросят петербуржцы у Александра Беглова.
Оказывается, что можно. И своими действиями власти как будто подтверждают правоту критиков жёсткого карантина. Но это на первый, поверхностный взгляд. Реальности таковы, что приобретённый весной опыт помог заранее подготовить систему здравоохранения и медицинскую инфраструктуру к всплеску заболеваемости, выстроить логистику приёма и лечения заражённых, подготовить необходимые резервы на случай действительно экстренных ситуаций.
Однако очереди из скорых в больницы никуда не делись, условия труда врачей в стационарах легче не стали. Поэтому режим свободы, по всей видимости, продлится недолго. По крайней мере, до того момента, пока не понадобится мобилизовать резервы. Евгений Елин накануне намекнул, что именно при таком сценарии Петербург ждёт реинкарнация карантина.
Страны Европы, которые начали возвращать запреты и продлять режим ЧС, подтверждают, что повторный локдаун — лишь вопрос времени.