Марианна Матюшкина Все статьи автора
1 октября 2020, 10:47 232

"Подарок" от Минфина: НДПИ на сырьё для удобрений повысят в 3,5 раза

Фото: vostock-photo

Аграриям Ленобласти предстоит с 1 января 2021 года работать в новых условиях — Госдума приняла в первом чтении законопроект о повышении в 3,5 раза НДПИ на сырьё для удобрений и руды чёрных и цветных металлов

Цель нового законопроекта об увеличении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — повысить доходы федерального бюджета на 56 млрд рублей в год, говорят в Минфине. Документ внесён в нижнюю палату парламента правительством.

Борьба за пищевую цепочку: карантин подтолкнул к освоению новых рынков и модернизации

Борьба за пищевую цепочку: карантин подтолкнул к освоению новых рынков и модернизации

176
Марианна Матюшкина

Рентный коэффициент в размере 3,5 к действующим ставкам НДПИ вводится для основного комплекса твёрдых полезных ископаемых, которые используются в минеральных удобрениях. Например, на калийные соли и фосфоритовые руды. Эти компоненты аграрии применяют для выращивания сельскохозяйственных культур. Из–за повышения НДПИ агропрому придётся либо искать альтернативные варианты, либо отказываться от минеральных удобрений в принципе.

Удар по фермерам

Повышение налога приведёт к увеличению расходов производителей минеральных удобрений на 6 млрд рублей в год, подсчитал научный сотрудник Агрофизического НИИ Алексей Петрушин. По его словам, рост НДПИ также ставит под сомнение выполнение задачи Минсельхоза — к 2024 году увеличить использование минеральных удобрений в АПК в 2 раза. Он отмечает, что в первую очередь за этим последует рост цен на комплексные (двух– и трёхкомпонентные), фосфорные и калийные удобрения, хотя АПК в целом и фермеры в частности и так находятся в непростом финансовом положении.

"Их вносят всего на 48–61% посевных площадей. Остальная территория или не удобряется и доводится собственниками до истощения, или вообще не используется, но заявляется как сельхозугодья. Это с учётом стабильности цен на минеральные удобрения последние 2 года", — говорит он.

Исполнительный директор АО "Инвестиционно–аграрный фонд" Марина Строгая отмечает, что для растениеводства удорожание удобрений будет очень существенным фактором роста стоимости продукции. Полностью же отказаться от использования удобрений невозможно, иначе снизится урожайность. По её словам, частично хозяйства смогут заменить минеральные удобрения органическими, но только в отдельных случаях. Аграрии просто будут сокращать использование удобрений из–за их дороговизны, что скажется на урожаях и рентабельности предприятий АПК.

Сами производители минеральных удобрений в результате инициативы правительства потеряют конкурентное преимущество на мировом рынке, которое обеспечивается сейчас как раз сравнительно низкой ценой. "Стоимость продукции АПК из России также вырастет, что ставит под вопрос выполнение задач по наращиванию объёмов экспорта продукции сельского хозяйства", — добавляет Строгая.

Производители картофеля Ленобласти жалуются на падение продаж

Производители картофеля Ленобласти жалуются на падение продаж

397
Марианна Матюшкина

Переходить на органику

Президент Союза фермеров Ленинградской области и Санкт–Петербурга Александр Быков считает, что лучшее удобрение для сельскохозяйственных культур — это органика. Или то, что производится на животноводческой ферме.

По его словам, использование химии для земли может быть губительно.

"Мы сами вводим удобрения в почву, а потом думаем, как её восстановить. Люди стали использовать химию от лени, чтобы не удалять сорняки и облегчить себе труд", — комментирует он.

Некоторые сорняки растут быстрее, чем высаженные растения, поэтому остаётся два варианта — высаживать по специальной технологии или использовать минеральные удобрения. "Как ни крути, эта химия всё равно попадает к нам в пищу, так как корни и разложения идут в зерновые культуры", — говорит Быков. Он добавил, что по этой причине фермеры Ленинградской области, как правило, стремятся уйти от химических удобрений в пользу органических.

Аналогичное мнение высказал Алексей Петрушин. По его словам, минеральные удобрения можно заменить органическими, но это более затратные технологии. Тяжелее всего в данной ситуации придётся фермерским хозяйствам, так как их финансовое положение не подкреплено дотациями.

"Агрохолдинги за счёт поддержки владельцев или государства “переварят” рост НДПИ, а мелкие производители “поплывут”, им придётся пересмотреть продуктовую корзину. В результате подорожают хлеб, молоко, овощи, мясо", — комментирует эксперт.

Заплатит покупатель

Как сообщили "ДП" в областном комитете по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу, химическими удобрениями пользуются 104 тыс. личных подсобных хозяйств, более 3,5 тыс. садоводств, более 1 тыс. фермерских хозяйств и 10 сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Иначе говоря, практически все. Без удобрений сложнее всего выращивать сахарную свеклу, овощи и картофель, а это продукты массового потребления.

Президент Ассоциации крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйств и кооперативов Ленинградской области и Санкт–Петербурга Михаил Шконда уверен, что повышение налога напрямую отразится на фермерах. По его словам, неизбежно подорожают, например, фосфаты и сульфаты.

Эксперт напомнил о четырёх основных факторах, которые влияют на ценообразование любых агрокультур. Это стоимость дизельного топлива, электричества (оно используется, например, в теплицах), посадочного материала (семян) и удобрений. Шконда уверен, что для крупных предприятий и агрохолдингов инициатива Минфина не станет ударом. "Предприятиям, у которых есть капитал, проще дастся такой переход. А у обычных фермеров на это средств нет", — добавил он.

По мнению президента ассоциации "Псковский фермер" Александра Конашенкова, полный отказ от применения удобрений повлечёт закрытие крестьянского хозяйства, поэтому удобрения будут закупаться и по повышенным ценам. "Основная же часть финансового бремени так или иначе ляжет на плечи конечного потребителя продуктов питания", — добавляет он.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама