После карантина наценка на вечернюю одежду достигла 150–200%

Автор фото: vostock-photo

Последствия пандемии стали фатальными для тех, кто не был готов подстраиваться под тренды и наряду с богато декорированными вечерними платьями предлагать более простые модели

По оценкам участников рынка, вне зависимости от кроя наценка на вечернюю одежду в среднем составляет 150–200%. И хотя мода постепенно "отменяет" облачённую в стразы и пышные юбки роскошь, делая ставку на лаконичность, в вечерних моделях обычно используются дорогие материалы, поэтому наценку производители называют "минимальной". Залогом стабильности для дизайнеров стала диверсификация.

Неадекватное планирование

Ограничения из–за коронавируса привели к убыткам компании, которые ориентированы не только на розницу, но и на опт, в том числе на работу с хорами и музыкальными коллективами, — например, Bolerokids, Bolerostyle и Bolerofactory. И всё же ожидаемая потеря денег и времени вовсе не оказалась для представителей сферы невосполнимой.
"Думали, что будет хуже. Мы были почти уверены, что выпускные вечера не состоятся ни в каком виде. Но в июле и августе к нам начали обращаться те, у кого это событие просто сдвинулось. Так что 1,5 месяца смогли отработать полноценно", — отмечает совладелица салона Love Forever Татьяна Жуль. И добавляет, что в сегменте не выпускных, но вечерних платьев бренду даже удалось увеличить объём продаж по сравнению с прошлым годом.
Более того: у компаний, которые занимаются свадебной и вечерней одеждой одновременно, даже появился избыток заказов. "Некоторые не переносили торжество и всё же женились в запланированные даты. И невесты стали обращаться одна за одной. Напрочь ушёл момент адекватного планирования. Всех понимаем, но кому–то были вынуждены отказывать из–за жёстких временных рамок: 3 недели на пошив дизайнерского платья — это не срок", — объясняют в Virtu Atelier.

Онлайн–пошив

Так что если не выстреливало одно направление, то, по крайней мере, оставалось другое. Та же история с производством вечерней одежды для детей.
"В работе с детьми есть особенность: они, как правило, хотят бегать и развлекаться на празднике, не задумываясь о наряде. Поэтому даже в красивых платьях нужно продумывать каждую деталь для комфорта", — рассказывает об особенностях производства основательница Bolerokids, Bolerostyle и Bolerofactory Екатерина Пыщева.
Также в копилке оживляющих факторов — возвращение "побочных" клиентов: тех, кто заинтересован в вечерних нарядах в промежутках между выпускными, летне–осенними свадьбами и новогодними корпоративами. "Людям есть куда нарядиться. Те же юбилеи, фотосессии", — говорит владелица бренда вечерних платьев Superb Dress Ольга Свиридова. Но, несмотря на это, в компании подстраховались. Расширили линейку более простыми вещами — повседневными сарафанами. "Весной планировали отшить летящие шлейфовые платья собственного дизайна, но пандемия внесла коррективы в наши планы. Поэтому дебютировали с повседневной линейкой, поскольку предсказать, насколько быстро реабилитируется вечерний сегмент, было сложно", — рассказывает Ольга Свиридова.
Кому–то помогла способность адаптации к ситуации сообразно времени. Бренд вечерних и свадебных платьев Odetta начал работу посреди пандемии, но сразу же предложил услугу удалённого пошива изделий. "Мы в основном специализируемся именно на таком пошиве. Клиентка снимает мерки сама или в ближайшем ателье. По параметрам девушки формуется манекен и уже на него шьётся изделие", — рассказывают о механизме создания вечернего наряда на удалёнке в Odetta.
Ну и не обошлось без ставшего привычным для 2020–го дела. "В начале пандемии я сделала акцент на пошиве многоразовых масок — был большой спрос!" — говорит создательница именного бренда вечерних и свадебных платьев Julia Usova Юлия Усова.

Петербургу перья не предлагать

"Известные кутюрье на показах коллекций сезонов–2020 / 21 представили очень разноплановые вечерние платья: от простых, лаконичных в бельевом стиле до нарядных, с расшитыми корсетами", — рассказывают в салоне "ИнтерСтиль".
"В последнее время девушки отдают предпочтение именно лаконичным и минималистичным платьям без пышных юбок и лишних деталей", — говорят в салоне Monami Dress. Некоторые дизайнеры уверены: чтобы быть на плаву, необходимо оставить в прошлом пышные бальные платья, сложный крой с драпировками на блестящем атласе с россыпью стразов, слишком вычурный декор со смесью из кристаллов, перьев и кружева.
Но это верно, если ориентироваться в продажах только на Петербург. "Два раза в год мы отшиваем линейку вечерних платьев — под Новый год и к выпускным. И за последние 5 лет именно в Петербурге у нас стали плохо продаваться событийные платья в пол. При этом они отлично идут в других регионах страны, а также в Казахстане, на Украине", — рассказывает представитель бренда женской одежды Sample Room.

Как в своём

Многие на Северо–Западе вечернюю одежду предпочитают не покупать, а арендовать. Дизайнеры связывают эту тенденцию с влиянием минималистичного скандинавского стиля.
Истории создательниц студий проката — сплошь личные: искали платье на торжество, не нашли и решили создать свой сервис по аренде.
"Ещё 3–4 года назад девушки удивлялись, когда узнавали, что наши платья можно не только купить, но и взять в аренду. Ведь вокруг было много стереотипов. Сегодня прокат платьев становится с каждым днём всё популярнее", — рассказывает владелица сервиса Lets Go Dress Татьяна Бушуева.
И добавляет, что пока не планирует создавать линейку собственного пошива.
В прокате платьев Bellissima Dress, напротив, начали отшивать вечернюю одежду после многочисленных просьб клиенток: "Девушки часто уточняли на примерке, можно ли выкупить платье или сшить такое же на заказ".
"На мой взгляд, нецелесообразно отдавать большую сумму за наряд “на один день”, чтобы в дальнейшем он просто занимал место в шкафу. И учитывая, что сейчас люди более рационально подходят к тратам, именно прокат вечерних платьев становится как никогда актуален", — рассказывает создательница проката AnnDress Анна Степанян.
По её словам, в стоимость аренды включаются расходы на химчистку и мелкий ремонт, и в среднем стоимость проката составляет 15–20% от розничной цены платья.